Список форумов Не Адмиральский Клуб

Не Адмиральский Клуб

Полезный опыт - полезные предложения
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Сайт "Система Тима"

(Русско-японская война 1904-1905 гг. на море)
Таблица звуковых сигналов, подаваемых с вахты
На страницу 1, 2  След.
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Не Адмиральский Клуб -> Руководящие документы
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Тим



Репутация: 0    

Зарегистрирован: 21.02.2012
Сообщения: 1768

СообщениеДобавлено: 9 Март, 2012, 21:03    Заголовок сообщения: Таблица звуковых сигналов, подаваемых с вахты Ответить с цитатой

И раньше в этом вопросе была неразбериха. Напр., вахта на трапе «обозначала» приход командира корабля тремя короткими звонками, сход – тремя продолжительными. В случае появления командира соединения число звонков увеличивалось. Однажды пришлось выслушать и пять звонков, когда прибыло высокое начальство.

Начальники, в силу возраста и положения, послужившие в разных соединениях, то ли не замечали «разнобоя», то ли не задумывались над происходящим. То есть процесс не возглавили.
Ни в одном доступном официальном документе не мог выяснить верную схему, пока, совершенно случайно, в руки не попала «Памятка матросу», изданная в тысяча девятьсот пятьдесят затертом году. Вот там истина и открылась. А заодно появилась возможность поставить дело на каких-то разумных требованиях. И на моем кораблике все было правильно. До тех пор, пока не ушел с него.

ТАБЛИЦА ЗВУКОВЫХ СИГНАЛОВ, ПОДАВАЕМЫХ С ВАХТЫ
(сигнал звонком и значение сигнала)

1. Один короткий звонок: вызов рассыльного.
2. Два коротких звонка: вызов дежурного по кораблю.
3. Три коротких звонка: вызов дежурного для встречи командира.
4. Четыре коротких звонка: вызов дежурного для встречи вышестоящего начальника.
5. Короткий-продолжительный-короткий звуки звонком (то есть буква «Р» по азбуке Морзе): дежурной службе наверх.
6. Продолжительный-короткий-продолжительный звуки звонком (то есть буква «К»): вахтенному офицеру наверх.

Так что ни проводов командира и его начальников, ни пять звонков не «отзванивают». Классическая организация подразумевает, что командир сходит с корабля в сопровождении дежурного и старпома, а начальника более высокого уровня до трапа сопровождает и командир.
Если бы в Корабельном уставе («Командных словах») была бы небольшая таблица, то большой путаницы на флоте не было б.


Последний раз редактировалось: Тим (11 Март, 2012, 06:03), всего редактировалось 3 раз(а)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Azard



Репутация: 0    

Зарегистрирован: 10.03.2012
Сообщения: 183

СообщениеДобавлено: 10 Март, 2012, 16:03    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Тема актуальная для современного флота- там, где я служил, "звонили" так:
пп 1,2 совпадают; п. 3 - давали, по-моему, 2*2 коротких; 3 продолжительных - командир прибыл на корабль, 3 продолжительных + 1 короткий - командир сошёл с корабля (причём при КАЖДОМ сходе/прибытии); 4 продолжительных - прибыл командир соединения, а дальше вообще смех - матросы сами начинают отсчитывать количество "полагающихся" начальству звонков. Таким образом, Главкома встречали, по-моему, 7-8 звонками!!! А на соединении малых кораблей при августейшем посещении стоит такой трезвон, что даже НАТЕ понятно, что прибыл кто-то важный. На моей памяти был один грамотный помощник, который ввёл правильную систему и после этого постоянно отражал атаки обиженного командира соединения, которому "не позвонили".
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Тим



Репутация: 0    

Зарегистрирован: 21.02.2012
Сообщения: 1768

СообщениеДобавлено: 10 Март, 2012, 21:03    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Azard писал(а):
...На моей памяти был один грамотный помощник...

Всегда найдется офицер, которому не все равно. Но поскольку стройной системы нет, то имеем нестройную.
Тим
Грустный


Последний раз редактировалось: Тим (17 Апрель, 2012, 21:04), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Флимт



Репутация: 0    

Зарегистрирован: 10.03.2012
Сообщения: 1652

СообщениеДобавлено: 11 Март, 2012, 22:03    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Тим писал(а):
ТАБЛИЦА ЗВУКОВЫХ СИГНАЛОВ, ПОДАВАЕМЫХ С ВАХТЫ
(сигнал звонком и значение сигнала)



Добавлю: один продолжительный-один короткий ("Наш"): вызов дежурного по низам.

Слышал и еще одно «творчество» подачи сигнала «Большой сбор»: сначала сигнал «Слушайте все» («Малый сбор»), а только потом – «Большой сбор».

Данное «музыкальное произведение» было введено вполне логично: чтобы «народ» понимал, что это не «Аврал», а именно «Большой сбор». Хотя голосовой связью должен поясняться каждый сигнал, поскольку у новичков свои "продолжительные" и "короткие".

Тема сигналов звонками уже стала литературно-классической. Многие по ней юморят.

Причем откуда «ноги растут» никто толком сказать не может. Данная «музыка» уже стала одной из флотских традиций, которая не узаконена, но которую берегут и холят.

На гражданском флоте тоже звонят. Там свои правила, но также не уверен, что все сигналы узаконены (помимо тревог).


Последний раз редактировалось: Флимт (11 Март, 2012, 22:03), всего редактировалось 2 раз(а)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Флимт



Репутация: 0    

Зарегистрирован: 10.03.2012
Сообщения: 1652

СообщениеДобавлено: 11 Март, 2012, 22:03    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Azard писал(а):
3 продолжительных + 1 короткий - командир сошёл с корабля (причём при КАЖДОМ сходе/прибытии);



Этот сигнал не годится!

КОМАНДИР ВСЕГДА НА КОРАБЛЕ.

Помимо самого этого факта, еще и получается: кот из дома - мыши в пляс.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Тим



Репутация: 0    

Зарегистрирован: 21.02.2012
Сообщения: 1768

СообщениеДобавлено: 11 Март, 2012, 23:03    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Флимт писал(а):
Причем откуда «ноги растут» никто толком сказать не может.

Частично можно истину установить, если покопаться в документах.

Напр., сигнал «Корабль к бою и походу приготовить» сейчас выглядит так: два коротких звука звонком (буква «И»), повторяется три раза с промежутком в три секунды.

Зубрежки можно избежать, если бы в училище преподаватели читали Устав интереснее, с упором на историю.
В Корабельном уставе Военно-Морских Сил Союза ССР (издание 1951 г.) сигнал «прописан» в следующем виде: «Корабль к бою и походу изготовить» – два коротких звука (первая буква слова «изготовить»), повторяются три-четыре раза с промежутком в пять секунд».
Вот здесь и понятно, откуда «ноги растут»: архаичное «изготовить» трансформировалось в современное «приготовить».
Поняв в училище, знание легко на флоте и подчиненным в головы вложить.

А в том, что на кораблях «плюсуют» звонки по своему усмотрению, есть и положительный момент: видна тяга народа к логическому пониманию ритуала, хотя логика избыточная. Звуки нужны, чтобы командира или высокого начальника дежурный по кораблю встретил лично. В противном случае от разноса его ничто не спасет.

С «Химической тревогой» все ясно: четыре коротких и один продолжительный, то есть «ХТ».


Последний раз редактировалось: Тим (17 Апрель, 2012, 21:04), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Тим



Репутация: 0    

Зарегистрирован: 21.02.2012
Сообщения: 1768

СообщениеДобавлено: 12 Март, 2012, 19:03    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Azard писал(а):
...а дальше вообще смех - матросы сами начинают отсчитывать количество "полагающихся" начальству звонков. Таким образом, Главкома встречали, по-моему, 7-8 звонками!!!

Вспомнилась отличная книга "Маленькие дикари" (Э. Сетон-Томпсон):

- Какие условные знаки бывают у индейцев, мистер Кларк? - спросил как-то
Ян старика.
- След мокасина, дым, сломанная ветка, камень на камне - все это
индейские знаки. Каждый из них что-нибудь означает, и индейцы читают их, как
вы книжку.
- Вы говорили нам, что три дымка означают "возвращаюсь с победой".
- Нет, совсем не так. Это означает "хорошие вести".
- Что значит один дым?
- Как правило, просто: "здесь привал".
- А два?
- Может означать "тревога" или "я заблудился".
- Это я запомню: два - "беда".
- Три - хорошие вести. Нечетные числа - счастливые.
- А четыре дыма?
- Редко очень употребляют. Если бы я увидел четыре дыма, я бы подумал,
что происходит что-то очень важное, например собрался Великий совет.
- Что бы вы подумали, увидав пять дымов? - спросил Ветка.
- Я бы решил, что какой-то глупец хочет сжечь весь лес.
Смеется


Последний раз редактировалось: Тим (17 Апрель, 2012, 21:04), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Тим



Репутация: 0    

Зарегистрирован: 21.02.2012
Сообщения: 1768

СообщениеДобавлено: 12 Март, 2012, 21:03    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Флимт писал(а):
...это не «Аврал», а именно «Большой сбор»...


А ведь сигнал «Аврал» начали игнорировать с 1970-х гг.: в море съемка с якоря – только по тревоге.

Помню один приказ. Это уже 1980-е. «Полтинник» заходил в базу в штормовую погоду. Двух матросов из швартовой команды смыло за борт. (Вообще период был неудачным: почти в то же время с лодки также матроса смыло.) В разгромной части приказа говорилось: на корабле не сыграли аврал. Вот я и удивлялся: у нас подобная ситуация начинается с тревоги.
Хотя приказ был правильным: нечего «тревожить» народ, если кораблю нужно только сняться с якоря и зайти в базу, потому что расчехляться, проворачивать оружие, часть РЛС включать не нужно, а действия личного состава в остальном, как по тревоге.

Толкового разбора, чтобы до всех дошла тонкость устава, у нас не произвели.


Последний раз редактировалось: Тим (13 Март, 2012, 07:03), всего редактировалось 2 раз(а)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Azard



Репутация: 0    

Зарегистрирован: 10.03.2012
Сообщения: 183

СообщениеДобавлено: 13 Март, 2012, 05:03    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Насколько помню, у нас "Аврал" играли в конце приготовления к бою и походу - для выставления швартовых команд и съёмки с якоря и швартовых. Насколько это правильно с точки зрения хорошей морской культуры?
Также смутно припоминаю, что при пересечении границы внешнего рейда пункта базирования, повышалась БГ, и выставлялись швартовые команды по сигналу "Аврал" (это при заходе в ПБ).
Р.s. Ещё, правда, "авралили" при стоянке в базе при появлении "внезапных" работ типа разгрузки машины с продуктами.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Флимт



Репутация: 0    

Зарегистрирован: 10.03.2012
Сообщения: 1652

СообщениеДобавлено: 13 Март, 2012, 05:03    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Тим писал(а):
А ведь сигнал «Аврал» начали игнорировать с 1970-х гг.: в море съемка с якоря – только по тревоге.

Azard писал(а):
у нас "Аврал" играли в конце приготовления к бою и походу -


Это в зависимости от "исходного" состояния боевой готовности. В море - как минимум БГ № 2, в базе - обычная.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Флимт



Репутация: 0    

Зарегистрирован: 10.03.2012
Сообщения: 1652

СообщениеДобавлено: 13 Март, 2012, 05:03    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Тим писал(а):
Двух матросов из швартовой команды смыло за борт.


Благодаря очень "прекрасной" всхожести корабля на волну, случался момент, когда баковых могло просто подбросить, как на трамплине, с последующим "приводнением" за бортом. В море в "хороших" штормовых условиях в носовых кубриках было невозможно находиться: моряков с коек или выбрасывало, или они бились в подволок (на верхних койках. А какое расстояние между койками известно). Если стояли (сидели), то их сначала подбрасывало вертикально вверх, а когда они еще бывали в кратковременной невесомости, то следущим махом килевой качки им било снизу. А в кормовых кубриках - вполне комфортно было.


Последний раз редактировалось: Флимт (13 Март, 2012, 07:03), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Флимт



Репутация: 0    

Зарегистрирован: 10.03.2012
Сообщения: 1652

СообщениеДобавлено: 13 Март, 2012, 06:03    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Тим писал(а):
два коротких звука (первая буква слова «изготовить»),


Я не совсем о морзянке.

Вот встреча начальников, прибывающих «с моря», КУ регламентирована. Ясно, как должно быть музыкальное сопровождение.

О встрече всяких президентов молчу. Я о флотских начальниках.

Если корабль у стенки, и начальник прибывает «посуху» - только «Смирно», рапорт и пр. В КУ звуковых сигналов, соответствующему этому «торжеству», не предусмотрено.

Наверное, «ноты» выпали из КУ-51. А жизнь требует… Да и соболевская «пышность» морской службы зовет к серьезному отношению ко всяким мелочам.

Служба на флоте с перспективой дослужиться до гражданского Министра обороны под угрозой. Уже лет 60.

Вроде все случилось, как говорится, на моей памяти, а уж и не вспомнить, откуда ноги растут.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Флимт



Репутация: 0    

Зарегистрирован: 10.03.2012
Сообщения: 1652

СообщениеДобавлено: 13 Март, 2012, 06:03    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Тим писал(а):
- Что бы вы подумали, увидав пять дымов? - спросил Ветка.
- Я бы решил, что какой-то глупец хочет сжечь весь лес.


Блеск! Как раз в тему!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Тим



Репутация: 0    

Зарегистрирован: 21.02.2012
Сообщения: 1768

СообщениеДобавлено: 13 Март, 2012, 06:03    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Azard писал(а):
Насколько помню, у нас "Аврал" играли в конце приготовления к бою и походу - для выставления швартовых команд и съёмки с якоря и швартовых. Насколько это правильно с точки зрения хорошей морской культуры?
Также смутно припоминаю, что при пересечении границы внешнего рейда пункта базирования, повышалась БГ, и выставлялись швартовые команды по сигналу "Аврал" (это при заходе в ПБ).
Р.s. Ещё, правда, "авралили" при стоянке в базе при появлении "внезапных" работ типа разгрузки машины с продуктами.


Недостаток «Командных слов» – некоторая описательность в ущерб конкретике. Их нужно большей частью правильно понимать, а не знать.

Сигнал «Аврал» (звонками № 6) подается в некоторых случаях: съемка с якоря по команде «По местам стоять, с якоря (бочки, со швартовов) сниматься, (можно и без аврала, по команде «Баковым – на бак…»), постановка на якорь. И все (смотрел старенькие «Слова» 1970 г.)

Без аврала снимаются с якоря (и становятся на якорь) только в случае, если уже сыграна тревога.

Так что никакого нарушения. Только для меня смотрится экзотично. Повторюсь: нас только «тревожили».
При проходе бонов повышение БГ – норма. При проходе узкости – тоже (готовят якорь к отдаче, на аварийном управлении руля стоят, механики готовы к реверсам, герметизация и т. д.)

Авралить для погрузки продуктов – это круто. Наверное, играли большой сбор.

Неожиданный вывод: устав один, «Командные слова» одни, а простора для действий хватает: могу так, а могу этак. Прямая связь со старым флотом: там много чего делали в силу традиций, привычек, пожеланий начальника.

Еще незабвенный адмирал М. Головнин писал: «В нашем флоте на всяком корабле есть что-нибудь свое, от прочих особенное, введенное по произволу капитанскому; и часто даже бывает, что на одном и том же корабле, в разных вахтах, разным образом служба отправляется, смотря по тому как угодно гг. лейтенантам».

Комитет, учрежденный в 1850 г. для составления Морского Устава, зафиксировал ситуацию: «…Морским Уставом надлежало бы руководствоваться, если б Устав Петра Великого во многом не изменился; но бОльшая его часть или уничтожена или отменена разными узаконениями во множестве указов рассеянными; многое само собою вышло из употребления и заменено произвольными постановлениями, и теперь тот Капитан, который бы вздумал отправлять службу во всем по Уставу, нашелся бы в крайнем затруднении; да и едва ли имел бы возможность исполнить свое намерение».

Все потому, что документы писали, или глубокие старики или «по обязанности» (назначили случайных людей, к делу равнодушных).


Последний раз редактировалось: Тим (13 Март, 2012, 11:03), всего редактировалось 2 раз(а)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Тим



Репутация: 0    

Зарегистрирован: 21.02.2012
Сообщения: 1768

СообщениеДобавлено: 13 Март, 2012, 06:03    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Флимт писал(а):
Это в зависимости от "исходного" состояния боевой готовности. В море - как минимум БГ № 2, в базе - обычная.


Я исходил из ситуации, что на якоре – «по-якорному».
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Не Адмиральский Клуб -> Руководящие документы Часовой пояс: GMT + 4
На страницу 1, 2  След.
Страница 1 из 2

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах



Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
Вы можете бесплатно создать форум на MyBB2.ru, RSS