Список форумов Не Адмиральский Клуб

Не Адмиральский Клуб

Полезный опыт - полезные предложения
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Сайт "Система Тима"

(Русско-японская война 1904-1905 гг. на море)
"Старое" образование
На страницу 1, 2  След.
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Не Адмиральский Клуб -> Военно-морское образование
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Тим



Репутация: 0    

Зарегистрирован: 21.02.2012
Сообщения: 1777

СообщениеДобавлено: 18 Август, 2013, 20:08    Заголовок сообщения: "Старое" образование Ответить с цитатой

Довольно объемная выписка, но она того заслуживает. Речь идет о школах Германии и Британии. К флоту, армии – самое прямое отношение: известно, что франко-прусскую войну выиграл школьный учитель.

А. Л., «Заграничная экскурсия Русских учителей летом 1910 г. (Краткие заметки о наиболее выдающихся моментах)» (Тифлис, 1911):

«…Кроме того, на берлинских улицах наблюдается явление, которого экскурсанты больше нигде не наблюдали: благодаря тому, что асфальтированные улицы в высшей степень гладки и ровны, на них происходит катание на колесных коньках (скетинг ринг). Можно сказать, что улицы Берлина это сплошной скетинг ринг. Сплошь и рядом приходится наблюдать, как на улице, зачастую со скоростью автомобиля, мчатся катающиеся на этих коньках – группами, парами, по одиночке, – мальчишки, молодые и пожилые мужчины, девицы, дамы… Целые группы на этих коньках предпринимают загородные экскурсии. Все это придает особую оживленность уличному движению в Берлине…
Один из берлинских руководителей представил экскурсантам доклад о постановке народного образования в Пруссии. Докладчик относился отрицательно к постановке образования и начального, и среднего, и высшего. Хорошо поставлены лишь профессиональные школы, куда посупают с 17 лет, по окончании начальных школ. В этих последних встречаем схоластический дух преподавания и даже (спорадически!!) телесные наказания. В начальной школе ½ уроков занята Законом Божием. Математика и родной язык преподаются архаическим способом. Что касается материального положения народных учителей в Пруссии, то в Берлине оно поставлено весьма хорошо, но напр. в Восточной Пруссии – весьма неважно: при переполнении школ жалованья учителю положено всего 650 марок – меньше, чем получает почтовая лошадь, на которую расходуется 720 м.
Средние и высшие прусские школы вполне сходны с русскими. А женские средне-учебные заведения даже ниже наших женских гимназий, ибо в них господствует семейно-патриотический тон, и их основная цель – не хорошее общее образование, а подготовка хороших хозяек (припомним слова Вильгельма II, что немецкая женщина должна интересоваться только 4 к: Kirche, Kinder, Kuche и Kleider).
Учительский персонал организован, но на чисто профессиональной почве: «Союз немецких учителей» совершенно не касается вопросов ни политических ни общественных, а ведает только профессиональные нужды своих членов. В Союзе не проявляется стремления к работе на пользу народа путем распространения народ. образования по собственной инициативе, – и масса просветительных учреждений, имеющихся в Пруссии, возникли по частной инициативе, помимо влияния Союза…

Первое впечатление от Лондона не из приятных. Город давит своей колоссальностью, поражает страшной оживленностию уличного движения – но и только… Чистоты, красоты и благоустройства берлинского здесь заметно мало. Воздух почти во всем городе пропитан копотью и дымом, от которых многие здания даже почернели… Более отдаленные от центра кварталы, где живет беднота, ужасны: грязь и вонь невообразимыя! Толпы оборванных женщин и детей скитаются по улицам и панелям и пристают к прохожим, требуя милостыни…
В отношении путей сообщения Лондон стоит ниже Берлина…
В Лондоне русский чувствует себя гораздо более на чужбине, чем в Берлине: слишком уж велика разница между английскими нравами, обычаями, порядками и учреждениями и русскими.
Если впечатление от Лондона – не из важных, то зато от англичан и английских учителей – превосходны…
Очень интересно поведение во время митингов полицейской власти. Полицейских не видно, но они зорко следят, – и чуть только замечают, что слушатели ведут себя несдержанно (кричат, прерывают оратора, не давая ему возможности говорить и проч.), – сейчас же требуют восстановления порядка. Так они вели себя даже тогда, когда анархисты и суффражистки произносили свои зажигательные речи. Анархисты и суффражистки не раз подвергались риску принять не своевременную ванну в бассейне (с непопулярными митинговыми ораторами часто поступают так, что стаскивают из с платформы и бросают в неглубокий бассейн с водой – так сказать для охлаждения их ораторского пыла). Во всех этих случаях полиция вмешивалась и защищала ораторов от толпы.
21 июля экскурсанты совершили поездку в южную часть Лондона – для осмотра женского средне-учебного заведения и школы на открытом воздухе.
Женская гимназия – земско-городская. Всех классов (с паралл. отд.) – 18. Учащихся в классе 20-30. Скамейки почти во всех классах одноместные. Продолжительность урока 45 м.
Имеется между прочим химический класс и физическая лаборатория, где каждая ученица имеет свое место и может сама производить опыты. Химия же преподается во всех учебных заведениях Лондона. Микроскопы имеются даже в начальных школах (по 1 на 2-4 учеников). Поэтому, нет ничего удивительного, что имеется специальный химический класс в женской гимназии. Есть класс, в котором девицы, окончившие курс, подготовляются к университ. экзаменам. Специальный зал, где собирается несколько классов и читается лекция, вмещает до 200 человек; тут же показывается волшебный фонарь, и даются уроки пения. В особых шкафах ученицы, приезжающие в гимназию на велосипедах, ставят их на время пребывания в гимназии. Каждый класс во дворе разводит свой цветничок.
В гимназии практикуется так называемая пожарная гимнастика. Во время урока вдруг раздается тревожный сигнал. Ученицы должны моментально открыть двери и окна, схватить свои вещи и через 1 ½ минуты быть во дворе, на своем месте. Устраивается такого рода опыт 1-2 раза в месяц.
При гимназии есть прачешная и кухня, – и в них работают воспитанницы…
Осмотрев гимназию, двинулись дальше – за город для осмотра школы на открытом воздухе. Царство парков, садов. Приятно было отдохнуть здесь от лондонской копоти, дыма, шума… Обстановка – весьма подходящая для школы, имеющей целию соединить прохождение курса с поправлением здоровья. Таких школ в Лондоне пока только 3 (они собственно заимствованы из Германии, где есть так наз. «gewalde Schule»)…
Дети живут дома, а в школу являются к 9 утра и уходят в 6 ч. вечера. Порядок жизни в школе: пение, умств. занятия (до 12 ½), завтрак, отдых после завтрака (очень интересно, что после завтрака дети на открытом воздухе спят, полулежа на америк. креслах), танцы, ремесла. Всего в этой школе 94 мальчика и девочки из самых бедных. Школа функционирует с конца апреля до начала ноября. Учебные предметы – те же, что и в начальной школе, – но обращается особое внимание на наглядность обучения… И учатся, и едят, и отдыхают под открытым небом, в дождик – под навесом….
23 июля экскурсанты осматривали так называемый сеттлемент. Известный философ Рескин своими лекциями возбудил интерес к положению бедной части населения. Томби, тутор Оксфордского университета, поселился с учениками среди бедноты и стал работать, основав особый дом – «сеттлемент»… Не задаваясь широкими социальными проблемами, сеттлементисты имеют в виду облегчить положение бедных и неимущих…
Сеттлементы появились в Англии из Америки, где их имеется около 200. В России только в Москве 1 сеттлемент.
Вечером 20 июля один из лондонских руководителей представил доклад о постановке народного образования в Англии.
В Англии заботятся в школах не только об образовании, но и о воспитании, стараясь развить в детях дух дисциплины и вместе с тем дух независимости. Вот идеал, к которому стремятся английские педагоги. Конечно, степень его осуществления зависит от степени развития воли. Всеми также мерами (даже физическими) поддерживается в питомцах отвращение ко лжи. Самостоятельность и энергию рано стараются пробудить в молодом человеке. По английским законам отец обязан помогать сыну лишь до 16 лет. Выработка общественных качеств – одна из важнейших целей английского воспитания. Все это цели нравственного воспитания. Но в английских школах огромную роль играет и воспитание чисто физическое. Англичане давно поняли огромную пользу физических упражнений во всех отношениях – не только в отношении здоровья, но и в педагогическом и в социальном отношениях. Уже давно стали приниматься государственные меры для развития физического воспитания. Еще в 14 в. был введен футбол. Последний и крикет – любимые игры англичан, питающих сильнейшее пристрастие к спорту. Это очень ярко видно напр. из того исторического факта, что при Елизавете в Лондоне вспыхнул бунт по случаю запрещения футбола. Футбол и крикет не только полезны для здоровья, но и очень важны для развития в участниках социальных инстинктов, как игры, основанные на делении на партии. В школах физические игры имеют еще и то значение, что объединяют собою ряд поколений, ибо на школьных праздниках бывают и окончившие курс, и они принимают участие в играх. Даже 80-летние старики принимают участие в играх на площадках…
Ребенку исполняется 2-3 года – он отправляется на детскую площадку и начинает играть…
Таким образом, собственно образование занимает второе место, а первое – воспитание.
Что касается образования, то диплому не придается значения. Предпочитается специальная практическая подготовка. В школах программы – весьма неширокие, но все направлено к тому, чтобы оне усваивались как следует. Другая особенность среднего образования – это система туторства. В учебных заведениях имеются образовательные кружки, во главе которых стоят туторы – руководители, своего рода репетиторы.
В области высшего образования (как университетского, так и технического) замечается стремление его демократизировать. Важную роль в распространении народного образования играют указанные выше сеттлементы…
Первой стороной… является уважение к личности другого, основанное на чувстве самоуважения (self-respect), к развитию которого направлено все английское воспитание. Чувство же «self-respect» выросло на почве гражданской независимости и самоуправления. Идея самоуправления проникает собою всю Англию от низов до верхов – начиная от деревенского прихода и кончая парламентом – этим мозгом самоуправления – и колониями.
Все гражданские права в Англии – вполне реальны. Особенной свободой пользуется пресса. Ея свобода... «идеальна и бесконечна». Даже короне не гарантирована от ея критики…
Английский суд это своего рода поединок между 12 присяжными и подсудимым. Судья является беспристрастным посредником в этом поединке. В качестве свидетелей фигурируют даже коронованные особы…
Невмешательство полиции в дела политические тоже является весьма характерным явлением английской жизни. Полиция находится в непосредственном ведении граждан и делает только свое прямое дело. Выше говорилось о беспристрастном и корректном поведении полиции на митингах. При таких обстоятельствах нет ничего удивительного, что английская полиция пользуется величайшим уважением всех без исключения англичан и что полицейские называются там не иначе, как «друзья народа»…

...В настоящее время разрабатывается широкое законодательство (закон о пенсии, о государств. страховании, о квартирном вопросе и др.)…».


Конечно, надо понимать, что русская делегация сравнивала заграницу с порядками в царской России.
Почему показанное как недостаток господство в Германии семейно-патриотического тона в ущерб хорошему общему образованию, на мой взгляд, является не только спорным, но даже неверным.
Есть некоторая недоговорка, когда восхищение поведением лондонской полиции идет параллельно с описанием «купания» в фонтане неугодных ораторов. Описание «неширокой» системы британского преподавания должно неизбежно привести к обсуждению напрашивающегося принципа «лучше хорошо знать немногое, чем поверхностно – все».
А так, конечно, очень интересно и даже не в пользу современной России (сумели ли германцы и британцы сохранить хорошее – другой вопрос).

Другая сторона британского воспитания. Уважая друг друга, британцы, мягко говоря, не терпели инакомыслия в своих колониях, подавляя его всеми силами и средствами.
И сегодня не лучше. Чемпионка мира Е. Исинбаева, когда высказалась о недопустимости пропаганды гомосексуализма в нашей стране, в виде ответа получила гневные заявления «свободных от всех запретов» Европы и Америки, в том числе от британских спортсменов.
Британское благородство заканчивалось в международных отношениях. Провокация, ложь – главная отличительная «дипломатическая» черта.


Последний раз редактировалось: Тим (12 Ноябрь, 2015, 12:11), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Azard



Репутация: 0    

Зарегистрирован: 10.03.2012
Сообщения: 185

СообщениеДобавлено: 19 Август, 2013, 12:08    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Тим писал(а):
Очень интересно поведение во время митингов полицейской власти. Полицейских не видно, но они зорко следят, – и чуть только замечают, что слушатели ведут себя несдержанно (кричат, прерывают оратора, не давая ему возможности говорить и проч.), – сейчас же требуют восстановления порядка.

Тим писал(а):
очень интересно и даже не в пользу современной России


В современной России тот же Лимонов приезжает на свои митинги "Стратегии 31", выходит из машины, и шага не успевает сделать, как его уже хватают как правонарушителя-участника несогласованного митинга, хотя формально нарушения не было - в митинге он поучаствовать не успевает! Даже в таких формальных мелочах видна суть власти - наплевательское отношение к правам других граждан, пусть и несогласных с чем-то!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Тим



Репутация: 0    

Зарегистрирован: 21.02.2012
Сообщения: 1777

СообщениеДобавлено: 21 Август, 2013, 07:08    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Образование в России.

Директор П. Кочкин. Отчет о состоянии Астраханской Гимназии за 1894-й год (Астрахань, 1895):

Испытание зрелости.
«К началу окончательных испытаний в VIII классе состояло 20 учеников. Трое из них не были допущены к испытанию зрелости; пять получили во время письменных испытаний неудовлетворительные отметки и потому не получили аттестатов зрелости. Таким образом, из 20 воспитанников только 12 удостоены аттестатов зрелости (60 %). Из 4 посторонних лиц, допущенных к испытанию зрелости, ни один не выдержал его. Дни и темы для письменных испытаний зрелости были назначены г. Попечителем Казанского Учебного Округа. Из получивших аттестаты зрелости награждены золотою медалью Главацкий Александр, серебряною Оливинский Ромуальд.

Переводные испытания.
Переводы учеников в высшие классы производилось на основании годичных отметок и на основании испытаний, происходивших в конце учебного года. Из 365 учеников, состоявших в конце учебного года, переведено в высшие классы 244, или 66,86 %; в том числе 12 учеников VIII класса удостоены аттестатов зрелости. Оставлено на повторительный курс в прежних классах 102 ученика, или 27,94 %, уволены за безуспешность учения 19 учеников или 5,20 %. Награжденных книгами и похвальными листами 45 учеников или 12,33 %...».

Сухая констатация фактов. Никакой паники, обещаний о 100%-ых положительных результатах в будущем. С одной стороны, это неплохо. С другой, нужно вскрыть причины неудач и устранять их.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Флимт



Репутация: 0    

Зарегистрирован: 10.03.2012
Сообщения: 1652

СообщениеДобавлено: 30 Январь, 2014, 15:01    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

А.П.Белобров «Воспоминания военного моряка 1894-1979» (М-СПб, 2008):

«Часто по утрам бывали шлюпочные пробеги и парусные учения… Старший офицер был сторонником гребли приемом Петрова – при занесении весел поворачивать лопасть в горизонтальное положение, чтобы уменьшить сопротивление воздуха.».

Насчет уменьшения сопротивление воздуха – это, наверное, больше относится к галерам с их гигантскими веслами. Ныне – для того, чтобы весло не зарывалось в воду на волнении в случае его касания поверхности воды на заносе.

Так гребут все спортсмены. В настоящее время на «моторном» флоте этот Петров прием подзабыт и в море гребут как на пруду. Последний раз видел правильную греблю в старом фильме «Дети капитана Гранта» (1936).
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Флимт



Репутация: 0    

Зарегистрирован: 10.03.2012
Сообщения: 1652

СообщениеДобавлено: 10 Февраль, 2014, 22:02    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Тим писал(а):
Образование в России.

О проблемах обучения по разным учебникам (А.П.Белобров «Воспоминания 1894-1979, М-СПб, 2008):

«Сразу после окончания учебного года в гимназии я приступил к подготовке в Корпус по специальной, типографски отпечатанной, программе… По геометрии мне пришлось переучиваться, т. к. требовался учебник Давидова, а в гимназии проходили по Киселеву, где доказательства несколько различались… Катехизис пришлось переучивать, т. к. в гимназии проходили по Лаврову, а здесь требовалось по Филарету…».
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Тим



Репутация: 0    

Зарегистрирован: 21.02.2012
Сообщения: 1777

СообщениеДобавлено: 11 Февраль, 2014, 06:02    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Флимт писал(а):
О проблемах обучения...

Лейтенант князь Черкасский, «О занятиях грамотностью с командой на судах флота» («Морской сборник, 1910):

«Вопрос о занятиях грамотностью с командой на судах флота до сих пор не имеет какого-либо сносного решения и, не санкционированный надлежащею властью, он подобно флюгарке поворачивается в ту сторону, куда его направляют руководящие этим делом лица, а иногда при «безветрии» уныло стоит на месте, забытый и никому ненужный.
Столь холодное отношение к официально зовущейся «грамотности» происходит, я думаю, от того, что многие видят в ней только буквальное значение этого слова, т. е. скучное и трудное обучение нижних чинов правописанию и чтению, а не смотрят на нее глубже, как на очень широкую, захватывающую и настоятельно необходимую работу, – как на один из способов достижения непоколебимого духа команд, твердость которого, в нашей конечной цели – войне, ведет к победе…
Команда вообще любит заниматься элементарною грамотностью, и в свободное время все удобные углы (где не мешают другие) заняты читающими и пишущими.
Прошло теперь время полного невежества и нежелание заниматься; начинает просыпаться сознание, а суровая жизнь из году в год строит вокруг неграмотного все более крепкую стену, отделяющую его не только от благ жизни, но и от насущного куска.
Простой народ хорошо понял это и хочет учиться…».


Со своей стороны отмечу, что «команда любит заниматься элементарной грамотностью», а значит, далеко не все хотят выйти на более высокий уровень развития – им достаточно научиться как-то читать и понимать прочитанное (несложное) и излагать простые мысли на бумаге. Так было, так есть и сейчас: узнает работник какие-то знания, отработает первоначальные навыки – и хватит, а «шевелить мозгами» – это уже для него сложно.
Уточнение: флюгарка – это в разговорной речи флюгер.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Флимт



Репутация: 0    

Зарегистрирован: 10.03.2012
Сообщения: 1652

СообщениеДобавлено: 29 Октябрь, 2014, 19:10    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой


Фото, сделанное в 1920-х годах (до 1928 г.) интересно не фехтованием, а, наверное, последним изображением брига «Наварин», располагавшимся в Зале Революции ВВМУ им. М.В.Фрунзе (бывшее «Столовое зало» Морского корпуса). Из воспоминаний А.П.Белоброва, преподававшего в училище в это время:

«Много старых моряков осуждали Буриченкова (нач. училища 1936-1939 гг. - прим. Флимт) за то, что он распорядился выбросить из Зала Революции модель брига «Наварин», подаренную Морскому Корпусу царем Николаем I. Увы, я оправдываю начальника Училища. Бриг занимал в зале много места, за годы после революции кое-что, например модели старинных пушек, было украдено. Бриг стоял какой-то общипанный на месте сцены, а потому его перевели с прежнего места. У противоположной стены были хоры, куда бриг не входил. Его мачты доходили почти до потолка и он мешал на танцевальных вечерах. С брига, когда его убирали, убрали мачты и бушприт, а корпус модели длиной около 10 м и шириной около 4 м, разобрать было трудно, а потому его пришлось выбросить на один из дворов из окна Зала Революции».

Жаль бриг, который как можно предположить, был уничтожен во время ремонта Зала Революции, начавшимся в 1936 году. Вместо того, чтобы отремонтировать и сохранить или передать в музей, – в помойку.

Уже никто не скажет, где были дворы училища (за исключением разве двоих): Фондезин, Дровяной, Хлебный, Парадный, Сахарный, Узенький и сад у 5 роты.

Бывший министр А.Сердюков чуть не доконал последние традиции. Хотя все до сих пор не устойчиво.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Тим



Репутация: 0    

Зарегистрирован: 21.02.2012
Сообщения: 1777

СообщениеДобавлено: 6 Октябрь, 2015, 08:10    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Флимт, 10.02.2014 писал(а):
О проблемах обучения...

С http://www.kommersant.ru/doc/2825390, 05.10.2015.

Заместитель председателя комитета по образованию ГД РФ Олег Смолин:

«Парадокс заключается в следующем: у нас в наше время объем программы был меньше, чем сейчас. При этом наше поколение и поколение чуть постарше занимало одно из лучших мест по интеллектуальному развитию. Сейчас показатели гораздо хуже, при этом программы огромные, и при этом по сообщению преподавательницы одного из самых ведущих вузов России, когда она спрашивает первокурсников, восемь из десяти не знают, куда впадает Волга. Поэтому программу нужно сокращать, но добиваться того, чтобы дети ее осваивали по-настоящему. Мы нарушили принцип Льва Семеновича Выготского — принцип зоны ближайшего развития, когда мы перегружаем детей излишним материалом, они не знают даже того, что должны знать безусловно».
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Флимт



Репутация: 0    

Зарегистрирован: 10.03.2012
Сообщения: 1652

СообщениеДобавлено: 7 Октябрь, 2015, 07:10    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Тим писал(а):
когда мы перегружаем детей излишним материалом

Критерии "перегрузки"? Убрали сочинения, теперь восстановили. Убрали астрономию, теперь восстановили. Выбросили ГТО, теперь снова восстановили. Готовятся ввести самбо...

Да, ввели в качестве классика А.Солженицына, изобретателя новой русской истории.

В младших классах чистописание сейчас существует? В "старое время" прежде, чем школьника "допустить" писать ручкой с чернилами, он писал только карандашом. А ведь чистописание развивало моторику рук школьника (согласно Дарвину, благодаря чему обезьянка стала человеком) и усидчивость. К слову, посмотришь, как пишут от руки современные, допустим, соискатели работы - дебильский почерк с таковыми мыслями. А как нынче держат ручку и карябают ею на листе бумаги! Явно часть мозга умерла еще в детстве. Уже не восстановить вовремя не развитое.

Словарный запас минимален.

Методика преподавания, видно, странная. Развивает не память и сообразительность, а умение тыкать пальцем в клавиатуру. Не признаю специалистов, которые работают только "от розетки": питание пропало - и все, элементарным карандашом или авторучкой, таблицей умножения и т. п. не умеют пользоваться.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Тим



Репутация: 0    

Зарегистрирован: 21.02.2012
Сообщения: 1777

СообщениеДобавлено: 1 Ноябрь, 2015, 09:11    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Об учебе в Минном офицерском классе.

Граф Г. К. Императорский Балтийский флот между двумя войнами 1906-1914» (СПБ, 2006):

«После семи часов поглощения всякой премудрости мы возвращались по домам, что называется с распухшими мозгами. С ужасом думалось, что это еще не конец, и после обеда и маленького отдыха надо было подчитывать по учебникам то, что профессора начитали за день. Трудность еще усугублялась тем, что по электричеству, электротехнике, радиотелеграфу и особенно химии мы имели слабую подготовку в корпусе (впоследствии эти предметы были лучше поставлены), а теперь это были наши главные науки. Достаточно сказать, что наш шестимесячный курс приравнивался к двум курсам Электротехнического института, и при желании мы могли без экзаменов быть принятыми на его третий курс, а ведь нам еще приходилось изучать чисто военно-морские отрасли – мины Уайтхеда, мины заграждения, подрывное дело и т. д.».
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Флимт



Репутация: 0    

Зарегистрирован: 10.03.2012
Сообщения: 1652

СообщениеДобавлено: 1 Ноябрь, 2015, 10:11    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Тим писал(а):
Граф: наш шестимесячный курс приравнивался к двум курсам Электротехнического института,

"Плотность" преподавания колоссальная. Не занимались пустым конспектированием, тем более различных "классиков".
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Тим



Репутация: 0    

Зарегистрирован: 21.02.2012
Сообщения: 1777

СообщениеДобавлено: 12 Ноябрь, 2015, 08:11    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Флимт писал(а):
"Плотность" преподавания колоссальная. Не занимались пустым конспектированием, тем более различных "классиков".

О преподавании в Морском корпусе в 1912 г.
Белобров А. П. Воспоминания военного моряка (М., СПБ, 2008):

«Система преподавания стала лекционной с вечерними репетициями (опросами) по пройденным частям курса по всем дисциплинам по строгому расписанию по вторникам и пятницам, начиная с октября…
Для подготовки к репетициям я занимался по вечерам понедельников, сред и четвергов. Я укладывался от 19 ч. до 21 ч. Очень редко я садился продолжить занятия после вечернего чая до 22 ч. 30 м. На репетициях у нас требовали все выводы, как на экзамене.
Система репетиций, которой пользовались в Морском Корпусе, была принята также во всех военных академиях до революции и мне кажется, что благодаря этой системе, например, можно было готовить военных инженер-технологов за три года. При этой системе учащиеся находятся в кулаке и в обязательном порядке в середине года должны сдавать репетиции, т. е. по частям изучать прочитанные им разделы. Благодаря этому они подходят к экзаменам, представляя себе, какой материал им предстоит сдавать; также еще можно сокращать время, отводимое на подготовку к экзаменам. Недостатком репетиционной системы надо признать то, что не менее 50% учащихся продолжают готовиться к очередной репетиции во время лекции под другим дисциплинам и не слушают их; готовясь к репетициям, из-за недостатка времени ограничиваются изучением только прочитанного материала по конспекту (но зато этот материал усваивают крепко, тем более, что тот же материал они перед экзаменом проходят второй раз). Однако я оговариваюсь, что репетиционная система пригодна в технических учебных заведениях, но не в гуманитарных. В последних необходимо осваивать огромный литературный материал, часть которого можно достать только в библиотеках. В технических учебных заведениях проходимый материал более конкретен и зиждется на весьма устойчивой и сравнительно мало и очень медленно изменяющейся основе, каковой являются высшая математика и теоретическая механика и т. п. Правда, сейчас мы переживаем коренные изменения в физике и технологии многих процессов, но усвоить и эти науки без изучения некоторых довольно трудоемких и остающихся незыблемыми оснований этих разросшихся дисциплин невозможно.
Суть того, о чем я говорю, сводится к тому, что в военно-морских и в наших морских ВУЗах закрытого типа репетиционная система позволила бы готовить специалистов в более короткие сроки, нежели сейчас. Мы готовим эксплуатационников, а не конструкторов и исследователей. У нас же все ВУЗы без разбора подведены под одну гребенку. Спорить нельзя. Слишком большое влияние в решении учебных и методических вопросов у нас имеют люди с гуманитарным образованием, совершенно не представляющие специфику работы специалистов-эксплуатационников в области техники. О репетиционной системе обучения я говорил на большом совещании преподавателей ВМУЗов в присутствии адмирала флота Н. Г. Кузнецова, но затем все выступавшие говорили, что они не понимают, что это за система, а потому отвергали ее. Впрочем, нашелся один профессор или доцент, кажется из ВИТУ, который поддержал меня.
Итак, считаю, что в Морском Корпусе существовавшая репетиционная система была правильной. Эта система давала возможность готовить морских офицеров достаточно грамотными по своей специальности».


В обществе редко что возникает лишь само по себе. Предыдущий опыт имеет большое влияние и значение.
Утренние лекции и вечерние репетиции каждый день были у кадет – будущих французских морских офицеров – в середине XIX века.
Д. И. Менделеев вспоминал, как во время экзаменационной поры в их среде было модным не сидеть за учебниками, а играть в карты. Занимающихся зубрежкой считали неудачниками, не сумевших вписаться в интенсивный учебный процесс.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Флимт



Репутация: 0    

Зарегистрирован: 10.03.2012
Сообщения: 1652

СообщениеДобавлено: 12 Ноябрь, 2015, 11:11    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Тим писал(а):
Слишком большое влияние в решении учебных и методических вопросов у нас имеют люди с гуманитарным образованием, совершенно не представляющие специфику работы специалистов-эксплуатационников в области техники.

Навигацкой школе - более 300 лет. Опыта более, чем у всех других ВУЗов.

Тим писал(а):
Мы готовим эксплуатационников, а не конструкторов и исследователей.

Для подготовки к теоретической и научной деятельности предназначались Академия и офицерские классы, в частности Минный.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Тим



Репутация: 0    

Зарегистрирован: 21.02.2012
Сообщения: 1777

СообщениеДобавлено: 12 Ноябрь, 2015, 23:11    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Тим писал(а):
Д. И. Менделеев вспоминал, как во время экзаменационной поры в их среде было модным не сидеть за учебниками, а играть в карты. Занимающихся зубрежкой считали неудачниками, не сумевших вписаться в интенсивный учебный процесс.

Точный текст из оригинала.
Менделеев Д. И. Заветные мысли:
«…Мы все твердо знали, давши при вступлении личные обязательства, что будем педагогами, а потому по косточкам разбирали всю предстоящую нам жизненную обстановку и своим умом, а потому и внутренним соглашением достигли до того, что у нас, например, считалось в некотором смысле предосудительным готовиться к экзаменам, и хотя мы много работали в обычное время, в течение экзаменов все ночи напролет дулись в карты, а на тех, кто готовился к экзаменам, смотрели до некоторой степени свысока…».

Сейчас мотивация слабая, потому что не все студенты желают идти по специальности – они пришли не за знаниями, а за дипломом. Старшекурсники не видят перспективы: у бюджетников постоянные сокращения. Поэтому и качество образование «не то»: учеба – обоюдный процесс, и желание учиться имеет огромное значение.
Много надуманных профессий, пользы от которых нет. Количество студентов больше, чем нужно, не соответствует реальным потребностям, так как промышленность чахлая.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Тим



Репутация: 0    

Зарегистрирован: 21.02.2012
Сообщения: 1777

СообщениеДобавлено: 6 Ноябрь, 2016, 10:11    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Материалы к истории минного офицерского класса и школы (СПБ, 1899).

Минные школы.

«В 1884 г. минным офицерским классом изданы брошюры, в которых довольно подробно и обстоятельно описано современное состояние минных школ: 1) подготовительного класса, 2) минной школы и 3) школы минных машинистов…
Цель подготовительного класса. Недостаточность грамотных и развитых новобранцев для полного комплектования ими Минной школы и трудность проходить специальный курс с неграмотными и неразвитыми людьми послужили причиной основания подготовительного класса для Минной школы. Таким образом цель подготовительного класса – развить и обучить грамоте и арифметике будущих учеников Минной школы.
Комплектование. К 1-му октября каждого года, циркулярным распоряжением штаба Главного командира Кронштадтского порта, подготовительный класс комплектуется от экипажей новобранцами (преимущественно последнего призыва), средним числом по 25 человек от каждого экипажа…), что составит в общей сложности около 160 человек. Высланные новобранцы тотчас же подвергаются медицинскому освидетельствованию.

Минные роты. Все ученики подготовительного класса составляют 2-ю минную роту.., имеющую помещение в 3-ем губернском флигеле (7-й экипаж). В нижнем этаже этого же флигеля отдельно помещается подготовительный класс. Ротою командует один из минных офицеров.
Фельдфебель и строевые унтер-офицеры назначаются от экипажа. Их выбирают так, чтобы они могли быть указателями по морскому делу и такелажному искусству.

Пища. Классные занятия и усиленные умственные работы учеников, непривыкших к такого рода деятельности, ослабляют их здоровье, для поддержания которого они все время получают усиленную мясную порцию и кроме того ежедневно чай и сахар.

Освещение казарм. Для того, чтобы дать возможность ученикам в роте заниматься чтением и повторять пройденное в классе, их ротные помещения, вдобавок к имеемым газовым рожкам, освещаются керосиновыми лампами на счет средств минной части.

Разделение на отделения. После докторского освидетельствования, молодые матросы, окончательно зачисленные в класс, подвергаются легкому поверочному испытанию в умении читать, писать и знании первых правил арифметики. Оценка знаний производится по 5-балльной системе. Соображаясь с этою оценкою, ученики разделяются на 5-6 отделений, имея в виду, чтоб в каждом из них пришлось от 25 до 30 человек; 1-е и 2-е отделение составляют совершенно безграмотные матросы; 3-е и 4-е умеющие только читать; они едва могут разбирать печатанное и не знают ни писать, ни арифметики; 5-е и 6-е отделения (от 20 до 40 человек) – умеющие сносно читать и писать и одно или два действия по арифметики. 6-е отделение бывает не каждый год. Из этого разделения видно, что наибольший % поступающих вовсе не знают грамоты; затем такой же % едва умеющих разбирать печатанное и при этом не знающих ни писать, ни арифметики. Наконец меньше всего поступает умеющих немного читать и писать, и одно, много два действия над простыми числами. При этом надо заметить, что знание последних по арифметике чисто поверхностное.

Преподаватели. Для занятий с учениками, по выбору заведывающего минным офицерским классом и школою, на зимнее время откомандировываются от экипажей два офицера и кроме того круглый год при классе состоит вольнонаемный учитель народных школ. Эти три преподавателя ведут дело развития и начального образования молодых матросов. Каждому из них поручается два отделения, которые он и ведет в продолжении учебного года. Кроме них, для занятий по такелажному, морскому и минному делу назначается особый офицер, который занимается этими предметами поочередно с каждым отделением.

Указатели. В помощь преподавателям, по выбору старшего из них, на каждое отделение назначается 1 артиллерийский унтер-офицер, на обязанности которого лежит следить за точным исполнением учениками, показанных преподавателем, практических приемов, а в роте – исполняя обязанности репетитора, повторять с своим отделением пройденное в классе и помогать слабым. Эти артиллерийские унтер-офицеры выбираются из всех экипажей и прикомандировываются к школе циркуляром Штаба только в зимнее время.
В помощь преподавателю по такелажному, морскому и минному делу назначаются с тою же целью еще 8 человек указателей из судовых марсовых унтер-офицеров и 1 минный унтер-офицер.

Курс подготовительного класса. Занятия с молодыми матросами главным образом распадаются на три части: на обучение их чтению и письму, арифметике и их развитию. Поэтому в курс подготовительного класса входят: чтение, письма, рассказ, диктовка, арифметика, такелажные работы и морское дело, механическая сборка и разборка мин и чтение с туманными картинами. По окончании курса, безграмотный матрос должен знать: читать, писать, по возможности, как каллиграфически, так и орфографически; по арифметике твердо и толково знать четыре правила над простыми числами. Умевшие же при поступлении читать и писать, кроме того, усовершенствовавшись в чтении и письме, имеют понятие: об именованных числах и о дробях. Далее, все обязаны знать такелажные работы, быть знакомы с судовым вооружением, знать названия частей мин, уметь их собирать и разбирать.
Кроме того, по общему расписанию Штаба Главного Командира с 1 ноября ученики 4 раза в месяц посещают стрельбище и 5 раз в месяц – манеж для гимнастики.

Распределение занятий. Занятия в классе продолжаются с 1-го октября по 1-е мая. Занятия всех отделений по грамотности и арифметике идут каждый день, исключая субботы, от 9-11 ½ утра и от 2-4 ½ пополудни. После каждого часа занятий дается перемена в 10 минут. Кроме того на такелажные работы и морское дело с часа и до 2 часов дня каждый день и в субботу от 9-11 ½ ч. утра. Два раза в неделю от 5-6 ч. вечера бывают чтения с туманными картинами…

Способ преподавания. Вследствие различной степени грамотности и знания арифметики, порядок преподавания не может быть одинаков для всех отделений класса.

Чтение. В 1-м и 2-м отделении обучение чтению начинают с азбуки, придерживаясь звуковой синтетической методы и учебников системы барона Корфа; причем чтению и письму обучают почти одновременно. Преподавателями подготовительного класса выработан особый метод, давший на практике удовлетворительные результаты. Придерживаясь этих учебников, преподаватели пополняют их указаниями из других учебников того же метода.
По непродолжительном объяснении, тотчас же переспрашивают весь класс, делая различные сочетания из показанных букв. Таким образом для преподавателя становится ясным, насколько каждый ученик усвоил себе показанные буквы и слоги и, в случае надобности, тотчас же повторяет более слабым ученикам.
Показав какую-нибудь букву, преподаватель пишет ее крупно, каллиграфически на классной доске и заставляет учеников несколько раз написать ее на своих грифельных досках. Выучив таким образом несколько букв, преподаватель показывает различные их сочетания. Уверившись в толковом понимании различных сочетаний заученных букв, преподаватель диктует какое-нибудь слово, а ученики, практикуясь каллиграфически изображать его на своих досках, в то же время, приучают к самостоятельному воспроизведению заученных букв в целое заданное слово. После двухнедельных подобных занятий, в которые ежедневно проходится от 2 до 3 новых букв, ученикам раздаются азбуки, например, составленные Добровольским, по методе барона Корфа, и они имеют возможность вне класса повторять пройденные буквы и практиковаться на имеемых в них примерах. Изучив подобным образом, через месяц, всю азбуку, ученики все примеры в ней читают хором и по окончании ее получают 1-й год «Родного слова» г. Ушинского. Чтение по этому учебнику также идет ежедневно хором…
Через месяц, в начале декабря, после подобного хорового чтения, ученики приучаются читать в одиночку и весь класс, учится про себя, следя за читающими вслух. По прочтении 1-го года «Родного слова», ученикам раздают год 2-й… С января месяца ученики, после одиночного чтения, рассказывают прочитанное. Во время чтения преподаватель строго следит за ясным и правильным произношением ученика. Остальные три месяца курса употребляются учениками на достижение возможной полировки их чтения, т. е. возможной быстроты. правильности произношения и понимания прочитанного.

Письмо. Заучивая одновременно с названием буквы и ее изображение, ученик, выучив азбуку, знает уже и писать ее.
На 2 и 3 месяц его пребывания в классе, в часы, назначенные на письмо, он пишет или с классной доски, или под диктовку преподавателя отдельные слова и маленькие фразы на своих аспидных досках. Приучившимся порядочно писать на доске, ученика выдаются (приблизительно в конце 3-го месяца) тетради и начинается изучение ими каллиграфического искусства, усовершенствование в котором продолжается до конца курса.
Обучение чтению и письму в других отделениях идет по тому же методу, стою только разницею, что осмысленное чтение может быть раньше начато; также и диктовка. Времени идет меньше, чем для 1 и 2 отделений в пользу занятий по арифметике.

По арифметике занятия начинаются с решений в уме устных легчайших задач, на числа от 1 до 100, предложенных г. Евтушевским в 1 части его руководства, попутно с этим объясняется значение чисел от 1-10 а ученики на своих досках учатся изображать их цифрами. После этого, с ноября месяца преподаватель, придерживаясь учебника Малинина и Буренина, дает понятие о первоначальных сведениях по арифметике: понятие о предмете, разделение их на однородные и разнородные; понятие об единице, числе, разделение числе на целые, дробные, именованные и составление чисел; предмет арифметики, поясняет составление и изображение числе от 1-100 и дает численные примеры для вычислений с отвлеченными числами. Написав их на классной доске, преподаватель заставляет учеников переписать примеры на свои грифельные доски; после чего заставляет прибавлять или убавлять в уме одно число от другого, результат, полученный каждым учеником, пишется против выписанного примера. Подобные занятия, приучая учеников к быстрому соображению, в то же время приучают их к внимательности и аккуратности в исполнении заданного.
По достаточном знакомстве с первоначальными сведениями по арифметике, с января месяца ученикам 1 и 2 отделения объясняются последовательно действия над простыми числами, проделывая по задачнику Евтушевского, по возможности все, как численные, так и письменные примеры. При задачах, прежде чем весь класс начнет их решать, вызванный к доске ученик (слабейший) объясняет ход всей задачи; если же он не понимает, то вызывается следующий и так до тех пор, пока кто-нибудь не объяснит ее, и только при ясном понимании хода всей задачи, он и весь класс приступают к решению ее. Этими четырьмя действиями над простыми числами, вследствие недостатка времени, ограничивается знакомство учеников 1 и 2 отделений с арифметикой.
В остальных же отделениях уделено на арифметику больше времени, так что они могут сравнительно быстрее пройти курс; кроме этого, есть возможность рассказать именованные числа и дать понятие о дробях.

Рассказ. В часы рассказа, после подходящего ученики чтения, преподаватель знакомит их с глобусом, географическими картами, окружающими предметами, различными явлениями природы, дает понятие о магните, компасе, лаге, лоте, барометре, термометре и вообще о всем, что может встретить ученик на судне; объясняет значение линии, фигур, поверхностей и объемов тел и производит иногда некоторые научные опыты. Для большей ясности объяснения, преподаватель в следующие часы, или время от времени спрашивая учеников, повторяет рассказанное.

Диктовка. Вызывая к доске более слабого ученика, преподаватель из розданных им книг, диктует что-нибудь, заставляя остальных одновременно писать на своих аспидных досках. Не теряя времени на поверку каждого, преподаватель по окончании диктовки или заставляет всех поверять по имеемым ими книжкам, или, поправляя на классной доске, объясняет в то же время и некоторые правила правописания.

Морские термины и такелажные работы. В назначенные для этого часы, поочередно каждому отделению, преподаватель объясняет ½ часа по модели название всех частей корабля, рангоута, снастей и вообще всей судовой обстановки. При этом, вследствие затруднительности для матросов принятых у нас морских терминов, преподаватель, объяснив цель и употребление какой-нибудь снасти, заставляет учеников название ее повторять хором несколько раз. Остальные ½ часа отделение, разбитое на 8 частей, с отдельным указателем в каждой части, по приказанию преподавателя производит различные такелажные работы, после чего преподаватель лично удостоверяется в верности выполненных работ. В следующее занятие, преподаватель, прежде чем объясняет новое, повторяет пройденное.

Механическая сборка и разборка мин. Под наблюдением того же преподавателя, указатель, минный унтер-офицер, поочередно каждому отделению показывает сборку и разборку мин, объясняет название их частей, их назначение и указывает практические приемы с их обращением. Для этой цели при классе имеются корпуса употребляемых на практике мин с полною принадлежностью, вьюшки с проводниками, элементы, манометры, ручные помпы для пробы мин воздухом, ключи и т. п. минные принадлежности.

Чтение с туманными картинами. Для занимательности учения, а также с целью развития учеников, два раза в неделю от 5-6 ч. вечера, в подготовительном классе устраиваются чтения с туманными картинами, для чего все отделения собираются в одну из больших камер класса. Материал для чтения предоставляется по выбору преподавателей, соображаясь с имеемыми при фонаре туманными картинами. Время от времени, как материал чтения, так и необходимые картины, с разрешения Заведывающего Минным офицерским классом и школою, пополняются выпискою из Петербурга, вследствие чего является возможность более разнообразить чтения.

Распределение занятий. Занятия в подготовительном классе идут по расписанию, составленному преподавателями в начале курса, на основании результатов учения прошлых лет и утвержденному Заведующим Минным офицерским классом и школою. По этому расписанию механическая разборка и сборка мин в двух старших отделениях идет с октября по январь месяц, после чего, по усмотрению преподавателей, часы ее замещаются другими предметами. С января же месяца начинается сборка и разборка мин в остальных отделениях по очереди, вместо часов чтения для письма.
По этому расписанию, соображаясь с условиями занимательности, неутомительности для учеников и действительной необходимостью, время на каждый предмет идет от ½ до 2 часов кряду не более…
Такелажные работы и морское дело по расписанию каждый день с 1 до 2 ч. дня, в субботу с 9-11 ½ ч. утра, или за неделю 7 ½ ч. на все отделения.

Занятия вне классного времени. Для повторения пройденного в классе, ученикам разрешается вне часов занятий по расписанию посещать класс, где под наблюдением классных указателей занимаются в одной из камер в продолжение от 1 до 3 часов.

Об исключении неспособных. Ученики, которые в продолжение трех месяцев, не подадут никакой надежды к изучению грамоты, исключаются из подготовительного класса и возвращаются в наличие экипажа. Впрочем, к этой мере прибегают очень редко; вследствие неравномерности развития, для избежания ошибки, учеников, находящихся под сомнением, оставляют обыкновенно до конца курса.

Экзамены. Приказом Заведующего минною частью на флоте назначается комиссия из минных офицеров с участием преподавателей подготовительного класса. Начинаясь около 25 апреля, экзамены продолжаются почти до конца месяца. Сначала экзаменуются два лучших отделения, а затем, недели две спустя, и остальные. Подобный расчет вызывается необходимостью, по возможности, увеличить срок занятий слабым отделениям. Как по грамотности, так и по минному, морскому и такелажному делу экзамен производится одновременно, в классе, задавая каждому ученику вопросы и работы из отделов, которые показаны в экзаменационном листе.
Для экзамена руководствуются следующими правилами:
1) каждого ученика должны экзаменовать не менее как два экзаменатора.
2) Сомнительных учеников экзаменовать всею комиссиею.
3) Баллы ставить по 4-х балльной системе, причем балл 2 считать неудовлетворительным, т. е. ученик, получивший 2 балла, считается не выдержавшим экзамена.
4) Общий средний балл получается, как среднее арифметическое из баллов, полученных учеником по каждому отделу своей таблицы…
Ученики, неудовлетворительно выдержавшие экзамен (около 5% ежегодно) назначаются под усиленные занятия в походе.
После окончания экзамена, ученикам подготовительного класса дается трехдневный отдых, после которого они уже поступают в распоряжение судового начальства и ходят на вооружение…».
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Не Адмиральский Клуб -> Военно-морское образование Часовой пояс: GMT + 4
На страницу 1, 2  След.
Страница 1 из 2

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
Вы можете бесплатно создать форум на MyBB2.ru, RSS