Список форумов Не Адмиральский Клуб

Не Адмиральский Клуб

Полезный опыт - полезные предложения
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Сайт "Система Тима"

(Русско-японская война 1904-1905 гг. на море)
Чинопроизводство офицеров
На страницу 1, 2  След.
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Не Адмиральский Клуб -> История
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Тим



Репутация: 0    

Зарегистрирован: 21.02.2012
Сообщения: 1777

СообщениеДобавлено: 14 Апрель, 2012, 22:04    Заголовок сообщения: Чинопроизводство офицеров Ответить с цитатой

Девиз мудрый и старый: «Вопрос о рациональном чинопроизводстве ожидает своего решения, и тот из флотов, в котором он будет решен правильно, получит большие боевые преимущества» (Макаров С. О. Рассуждения по вопросам морской тактики).

Годах эдак в 1970-х Главком запретил перемещения офицеров для дальнейшего продолжения службы и карьерного роста с малых кораблей на большие (то есть с 3-4 рангов на 1-2 ранги). Было ли какое официальное распоряжение или все ограничилось устным распоряжением, мне не известно. Какими соображениями руководствовался Главком, также неведомо. Но зло от сего мероприятия было ощутимое.
Расчет несложный: 3 и 4-й ранги – это для большинства (штурманов, артиллеристов, минеров и начальников РТС) старший лейтенант, как предел. Еще три года – пора «капитана» получать. А кто ж его даст, если «капитанских» должностей намного меньше, чем старших лейтенантов? И начинаются поиски-ожидания. Естественно, моральное состояние, качество службы уже имеет все основания «хужеть и хужеть».

Надо признать, что в масштабе одной базы офицеров на корабельные «капитанские» должности как-то продвигали. Но чтобы в другую базу – ни-ни. Таких случаев по пальцам можно пересчитать.
В 1980-х гг. редкий командир корабля 3 ранга становился командиром корабля 2 ранга или старпомом корабля 1 ранга. Как правило, все они «оседали» оперативными дежурными, офицерами штаба военно-морской базы. Процесс, конечно, естественный, тем более, на больших кораблях и свои кандидаты имелись.
В общем, малые и большие корабли жили сами по себе, общение практически отсутствовало.

Но все равно не должно быть так. Нужна четкая перспектива: если будут такие-то показатели, то значит, в таком-то году такая-то должность реальная. Не так и сложно было организовать подобную разумную систему кнута и пряника.

Хорошо было б назначать лейтенантов-выпускников только на малые корабли. Чтобы они, приобретя опыт и вес, заслуженно уходили на корабли больших рангов. Там матросов, мичманов больше, масштабы и ответственность другие, а значит, офицеру с опытом будет легче войти в новый коллектив, справляться с новыми служебными объемами.
Для лейтенант малый корабль – обширное и полезное поле деятельности. Телеграфы начинает он «вертеть» сразу, как только получает допуск стоять вахтенным офицером. Корабль знает весь, а не только свой отсек. И одновременно по трем каналам связи вести переговоры с тремя абонентами – тоже ведь уметь надо. Универсальность – отличное качество для плавсостава.

…Успешность служебной деятельности оценивали весьма приблизительно: места в соцсоревновании, результаты выполнения боевых упражнений, дисциплина личная и в подразделении, физкультурные нормативы и пр. Приоритеты определены не были. Формализма хватало. (Физподготовка – не предмет первой необходимости на флоте, а что начальники пузатые и с одышкой никого не волновало.) Лучший мировой опыт игнорировался. (Например, в конце 19-го и начале 20-го века в характеристики германских офицеров включали сведения о личных увлечениях и достижениях, есть ли карточные долги или нет.)

И жизненная лотерея – немаловажный фактор, а в руках военных администраторов – еще и отличное искусственное средство держать людей в полной зависимости от судьбы-злодейки.

В начале 1970-х годов происходили отдельные попытки тестировать абитуриентов разработанными местными энтузиастами в погонах методиками, которые позволяли переводить юношескую сообразительность и реакцию в секунды, баллы. Даже интересовались начитанностью кандидатов в курсанты!

До флота эта хорошая идея не дошла. (И вообще, знали ли о ней?)
Но ведь также можно было бы поставить карьерный рост на научную основу. Профессионализм – ее фундамент.
Например, штурмана, вахтенные офицеры должны уметь пользоваться секстаном, определяться, решать астрономические задачи, «маневрировать» на планшете. А так как везде существуют нормативы – вот и готовая шкала оценки подготовленности. (В каждом соединении также утверждали свои нормативы: сбор швартовых команд, построение по сигналам «большой сбор» или «малый сбор» и т. д.).
Знания или незнания руководящих документов (уставы, ТР, БЭС, правила сигналопроизводства и пр.) любой командир очень быстро выявляет. Особенно, на корабле, живущим не по вводным, а по распорядку дня, где есть место и время для командирской подготовки.

То есть в личной анкете офицера следовало, помимо «беллетристики», еще указывать и результаты проверок, отработки нормативов и т. д. Естественно, анкеты не должны являться секретом отдела кадров – только открытость.
Тогда при любых назначениях наглядность и беспристрастность максимально обеспечены: на такую-то должность претендуют несколько офицеров. Но ведь редко бывает полное равенство по всем предметам: всегда кто-то лучше, кто-то хуже. У одного, например, с физподготовкой не ах, зато у другого снижен балл за поведение. До окончательного решения еще есть время. Вот теперь каждый знает: чтобы сравняться с лучшим, нужно «подогнать» себя по физподготовке, обратить внимание на поведение в быту и на службе. В таком случае в «пролете» с назначением на вышестоящую должность винить можно только и только себя. Любое кадровое решение уже не вызывает вопросов, кривотолков, обид. В идеале – здоровая офицерская среда, ясные перспективы, нацеленность на совершенствование, постоянную работу над собой.
Yes!


Последний раз редактировалось: Тим (21 Апрель, 2012, 22:04), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Флимт



Репутация: 0    

Зарегистрирован: 10.03.2012
Сообщения: 1652

СообщениеДобавлено: 15 Апрель, 2012, 16:04    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Тим писал(а):
«Вопрос о рациональном чинопроизводстве ожидает своего решения, и тот из флотов, в котором он будет решен правильно, получит большие боевые преимущества» (Макаров С. О. Рассуждения по вопросам морской тактики).


Вопрос вечно болезненный. В любых ведомствах и организациях. В любые времена.

Тим писал(а):
Годах эдак в 1970-х Главком запретил перемещения офицеров для дальнейшего продолжения службы и карьерного роста с малых кораблей на большие (то есть с 3-4 рангов на 1-2 ранги).


К сожалению, наверное, это было следствием "узкоспециализации" подготовки офицеров. В разное время специальности распалисть на многие подспециальности: артиллеристы - на "пушкарей" и ракетчиков, пусистов, специалистов арсеналов, минеры - на ракетчиков, торпедистов, тральщиков, также на пусистов и арсенальщиков, РТСовцы - на РТС, БИУС, акустиков, РЭБ и пр. Потом некоторые снова слились.

Готовили для надводных кораблей отдельно, для подводных лодок отдельно.

Мало того, даже были созданы учебные заведения, предназначенные для обеспечения только "своего" флота (ТОВВМУ).

Отсутствию здорового перемещения между флотами способствовал и квартирный вопрос, дикость базирования и многое чего. В результате на флотах сложились свои "школы", и не всегда одного уровня.

Как и подводная специализация (одиночность использования, "круглые глаза" в вопросах ПВО, десанте, обеспечении боевых действий, взаимодействии с пограничниками и пр.).

Одни замы так и остались замами-штурманами (минус штурманами LOL ).

В командиры проходили в основном штурмана, да оружейники. Специалисты других специальностей (РТС, связь, химики) - даже и не припомню. Карьеру строили чисто по своей специальности.

Была еще одна негативная сторона: если кто-то достиг уровня командира, то уже автоматически считалось, что он может все: и тылом командовать, и кадрами, а то вообще уйти в другую специальность. Пример нынешних манагеров - в основном отрицательный.

А если пошел по специальности, то в основном оттуда уже "не возвращались".

Тим писал(а):
Расчет несложный: 3 и 4-й ранги – это для большинства (штурманов, артиллеристов, минеров и начальников РТС) старший лейтенант, как предел. Еще три года – пора «капитана» получать. А кто ж его даст, если «капитанских» должностей намного меньше,


Один из вариантов: увеличить "межзвездочные" интервалы, для чего сократить количество воинских званий. В нынешнее время, к примеру, оставить такую служебную лестницу: лейтенант-капитан-лейтенант-капитан 2 ранга-капитан 1 ранга-адмиральский уровень.

Из шести ступенек (обер- и штаб-офицеров, говоря по-старому) оставить четыре (звание младший лейтенант вообще не рассматриваю).

В среднем для того, чтобы освоиться на должности, поработать на отдачу и иметь возможность перейти выше будет, как минимум, лет 5-6.

На адмиралов такая лестница не влияет. У них свои "правила". И тоже имеются подводные камни.

В свое время забавляла болгарская экзотика: флот маленький, кораблей соответсвенно, но капитанов 1 ранга...

Давно пора прекратить и привилегии в сокращенном "звездопроизводстве" у подводников. Погонами они "растут" быстрее надводников, но это, и очень часто, опережает развитие чисто флотского кругозора. Даже по специальности.

Тим писал(а):
Хорошо было б назначать лейтенантов-выпускников только на малые корабли. Чтобы они, приобретя опыт и вес, заслуженно уходили на корабли больших рангов.


На малых кораблях офицеры были более разносторнними. В порядке вещей было одновременное "общение" с ОД соединения, начальником ПВО, вахтенным офицером БИП, вахтенным офицером флагманского корабля.

И еще умудрялись контролировать свой корабль (командовать дежурными средствами, сигнальщиками, ПЭЖ и т. п.)

На больших кораблях была лучше поставлена командирская подготовка (офицеры более опытные, да и после академии).

Тим писал(а):
места в соцсоревновании


Это вообще была профанация успехов. Были и специалисты по соцсоревнованию как таковому, но балбесами в деле, которое "соцсоревнуют".

Тим писал(а):
В идеале – здоровая офицерская среда, ясные перспективы, нацеленность на совершенствование, постоянную работу над собой.


В недостижимом идеале.
Все зависит от человека.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Тим



Репутация: 0    

Зарегистрирован: 21.02.2012
Сообщения: 1777

СообщениеДобавлено: 21 Апрель, 2012, 22:04    Заголовок сообщения: Чинопроизводство офицеров Ответить с цитатой

Флимт писал(а):
К сожалению, наверное, это было следствием "узкоспециализации" подготовки офицеров.

Не самое лучшее решение, потому как «тормознули» и специалистов, имеющих аналогичную или родственную технику на больших кораблях: артиллеристы (мелкий калибр), минеры (РБУ, торпедные аппараты), радисты (типовые приемники и передатчики). Иной раз на малых кораблях штурманское вооружение было новее и лучше, чем на втором и первом рангах (напр., навигационный космический комплекс).


Флимт писал(а):
В недостижимом идеале.
Все зависит от человека.

Во времена русско-японской войны в отечественной литературе появились интересные факты об иностранных флотах. Напр., французский лейтенант в предпенсионном возрасте ничуть не расслаблялся и активно совершенствовался в специальности. Причина такого рвения была в том, что пенсии младшего офицера (говоря по-современному) и адмирала отличались не намного. Главным критерием было достойное завершение службы, а не достигнутые чины и звания. Действительно: от человека и разумных законов много зависит.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Azard



Репутация: 0    

Зарегистрирован: 10.03.2012
Сообщения: 185

СообщениеДобавлено: 22 Апрель, 2012, 12:04    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Тим писал(а):
Девиз мудрый и старый: «Вопрос о рациональном чинопроизводстве ожидает своего решения, и тот из флотов, в котором он будет решен правильно, получит большие боевые преимущества» (Макаров С. О. Рассуждения по вопросам морской тактики)

Это ещё более необходимо сделать во всех госструктурах, особенно, связанных с управлением! По каким критериям, в какие сроки должен быть оценён тот, или иной управленец/подчинённый. Как видно из нашей истории - одна из главных проблем, из-за чего постоянно происходит ломка государственности со всеми вытекающими.
Тим писал(а):
Надо признать, что в масштабе одной базы офицеров на корабельные «капитанские» должности как-то продвигали. Но чтобы в другую базу – ни-ни. Таких случаев по пальцам можно пересчитать.

А сейчас усиленно внедряют "ротацию". Вещь, конечно, нужная, но делается всё по-сердюковски, т.е. глупо, а если ещё иметь в виду, что
предыдущая "формация" (при которой офицер "рос" в одном соединении, на одном флоте) была также "узаконена" сверху, то возникает вопрос - "Сколько ещё будут проводиться эксперименты на людях?".
Флимт писал(а):
В недостижимом идеале.

"Идеал", конечно, понятие "растянутое", но почему в недостижимом? Кто-то внедрял такую систему на флоте, или в любой другой госструктуре? Сомневаюсь! А то получается, что проблему "поднять" в состоянии, но решить её - нет!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Тим



Репутация: 0    

Зарегистрирован: 21.02.2012
Сообщения: 1777

СообщениеДобавлено: 22 Апрель, 2012, 18:04    Заголовок сообщения: Чинопроизводство офицеров Ответить с цитатой

Флимт писал(а):
Один из вариантов: увеличить "межзвездочные" интервалы, для чего сократить количество воинских званий. В нынешнее время, к примеру, оставить такую служебную лестницу: лейтенант-капитан-лейтенант-капитан 2 ранга-капитан 1 ранга-адмиральский уровень.

То есть, как было до начала 20-го века (мичман, лейтенант, капитаны 2 и 1 рангов). После русско-японской войны начали подражать врагу: перед первой мировой у нас старшие лейтенанты появились. Голое копирование плюс еще два промежуточных звания, появившихся в советское время (капитан-лейтенант, капитан 3 ранга), не учитывали реальную ситуацию: при растущем флоте такая система еще работает, но в «период насыщения» начинает плодить кадровые проблемы. (Также дробит офицерскую касту.) Если начинаются сокращения, вред получается огромный. Почему-то тяжело верхами улавливается динамика процесса. В 1990-е годы старшего лейтенанта получать стали через год, а не через два. Добились одного: старших лейтенантов, сидящих на старлейских должностях по десять лет без всяких перспектив.
На парусных кораблях была логика: мичман – помощник лейтенанта (который являлся вахтенным начальником), капитан-лейтенант – заместитель капитана (командира). Советская схема «привязки» командирских званий к рангам кораблей ничего к военно-морской организации не давала, но подвела флот к старой проблеме: офицеры на малых кораблях превращались в «гастролеров». То есть такое же зло, как и от раскритикованного сто лет назад положения о цензе. От чего уходили, к тому и вернулись.
Мое мнение: действительно, надо оставить четыре офицерских звания (два – «обер» и два – «штаб-офицера») – этого вполне достаточно. Трехступенчатая адмиральская система для мирного времени вполне себя оправдывает. За великие военные победы можно отмечать и «адмиралом Флота».
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Флимт



Репутация: 0    

Зарегистрирован: 10.03.2012
Сообщения: 1652

СообщениеДобавлено: 12 Май, 2012, 22:05    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Azard писал(а):
если ещё иметь в виду, что
предыдущая "формация" (при которой офицер "рос" в одном соединении, на одном флоте) была также "узаконена" сверху


Воспоминания бывшего начпо П.Р.Дубягина «На Средиземноморской эскадре» (Москва, 2006):

«Мы в свое время к командирскому мостику добирались тернистым путем, последовательно проходя все ступени корабельной службы, выбирая «цензы наплаванности» и выхаживая положенные сроки день в день. И к воинским званиям представлялись строго по истечении срока выслуги. От лейтенанта до старшего – 3 года, к тому же, пока представление напишут, да отправят, да доложат, пройдет еще полгода. Досрочных присвоения званий не практиковалось. Теперь все проще, через год – уже старший лейтенант. Флот возрождается, нужны новые кадры…».

В то же время, как написано адмиралом И.В.Касатоновым в предисловии, П.Р.Дубягин «принимал на себя ответственность, назначая на должность старпомов кораблей 2 ранга старших лейтенантов». Принимал ответственность, конечно, вместе с другими.

Во-первых: манипуляция с присвоением очередных воинских званий и само присвоение – болезнь старая. У политработников процесс «возвышения» был самым коротким. Понятно: ближе к политическим богам, которые всегда о них в заботе.

Во-вторых: кто же это такие талантливые и опытные старшие лейтенанты, которые сразу старпомами родились, просто теряюсь в догадках?

В-третьих: и как же на всех, талантливых, кораблей 2 ранга хватало? А первого ранга не хватало, что ли? И без тральщиков обошлись?

Это было в период так называемого «озеленения флота», которое как признают многие, флоту больше вылилось боком. Кроме, конечно, особо талантливых горлопанов или просто по «наследству».


Последний раз редактировалось: Флимт (13 Май, 2012, 20:05), всего редактировалось 4 раз(а)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Тим



Репутация: 0    

Зарегистрирован: 21.02.2012
Сообщения: 1777

СообщениеДобавлено: 13 Май, 2012, 09:05    Заголовок сообщения: Чинопроизводство офицеров Ответить с цитатой

Флимт писал(а):
...кто же это такие талантливые и опытные старшие лейтенанты, которые сразу старпомами родились...

В труде Б. Я. Красикова «Опыт борьбы за живучесть кораблей и судов Краснознаменного Черноморского флота в Великую Отечественную войну» приводится характерный, как раз по теме, случай. В начале войны эсминец на мерной миле подорвался на мине. Начальник техупра Б. Я. Красиков прибыл на корабль. Встретивший его у трапа командир (старший лейтенант) сразу задал вопрос:
- А не утонет ли корабль?
Выводы справедливые: командир не владел, не знал, не умел и т. д.

Был на том же флоте другой – тоже характерный – пример. Командир лидера «Ташкент» В. Н. Ерошенко вступил во временное командование эсминцем «Фрунзе». С подчиненными знакомился уже в море. В результате авианалета корабль получил повреждения и еле-еле дотянул до берега. На борту в это время находился и контр-адмирал Л. А. Владимирский.
Вопрос: почему кораблем не командовал штатный старший помощник? Если уж допустили офицера к мостику, то нужно доверять ему во всем. А так косвенное признание, что старпомы не способны управлять своими кораблями, и механизм назначения на должности с большим изъяном.
Система «обеспечивающих командиров» вредная. Ранили В. Н. Ерошенко – уже два корабля без командира. И психика человека небеспредельная: можно запросто вымотать офицера, посылая его из огня в полымя.
И старпому интереснее служить. Должна же быть смена впечатлений?..

Типичная издевка над старпомами кораблей 1-го и 2-го рангов последних десятилетий. Они на допуск к управлению кораблем сдают во время отпуска, потому что дежурно-вахтенная служба, порядок, внешний вид корабля и пр. – это непрерывный, однообразный круговорот, не предусматривающий повышение квалификации по главной обязанности в бою – в любой момент быть готовым заменить командира.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Тим



Репутация: 0    

Зарегистрирован: 21.02.2012
Сообщения: 1777

СообщениеДобавлено: 2 Ноябрь, 2014, 10:11    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Фон-Витте А. Г. Очерк устройства управления флотом в России и иностранных государствах (посмертное издание 1907 г.)

Автор погиб в Цусимском бою на эбр «Бородино», но успел изложить бесценные исторические сведения и свои мысли. У меня сложилось убеждение, что на эту книгу принято ссылаться, но ее еще никто толком не прочитал от доски до доски.

Прохождение службы офицеров флота в России и за границей

«Несомненно вопрос этот наиболее важный для всякого флота, и правильное решение его даст ему и наибольшие преимущества.
Прежде, чем излагать, как он поставлен во всех флотах, в том числе и нашем, не бесполезно остановиться на общих соображениях.
Обратимся сначала к офицерскому составу. Собственно говоря, прохождение им службы может вестись двояким путем:

1. Путь естественного хода событий. Этим способом набирается необходимое число обучающихся в училищах, которые, выпускаясь в офицеры, заносятся выпусками в списки и ежегодно по мере прохождения ими службы поднимаются по служебной лестнице и в свое время все производятся в лейтенанты, а затем целыми выпусками или по частям и – в штаб-офицеры. Никаких при этом норм, штатов и специальных требований по своей специальности от личного состава не требуется и офицеры того же выпуска через большой промежуток времени, например, через 30 лет пребывания в офицерских чинах – все оказываются в одном чине капитана 1-го ранга. Обязанности, ими выполняемые, и служба их при этом могут быть самые разнообразные: одни сидят на берегу, другие командуют заграничными судами, а третьи – речными пароходами. Таковая система имеет место во флотах, которые еще только устраиваются и где морская служба, не будучи строго поставленной в рамки, носит более или менее случайный характер.

Второй путь прохождения службы, гораздо менее свободный и удобный для личного состава, заключается в том, что правительство подсчитывает не только необходимое количество обер-офицеров (что имеет место и в первом способе прохождения службы), но, что чрезвычайно важно, ведется учет и необходимого количества штаб-офицеров и адмиралов. Следствием этой системы является установление штатов. Но как только штаты явились, то, понятно, оказывается излишек в начальствующих чинах, который тем или иным способом для установления подлежащей нормы и удаляется.
С введением же этого нового фактора прохождение по служебной лестнице естественно замедляется, так как производят только на вакансии и для движения личного состава устанавливается целый ряд обязательств, кои всякий должен выполнить для получения права на дальнейшее повышение. Конечно, требования эти могут быть самые разнообразные, но каковы бы они ни были, логика и совесть человеческая требуют, чтобы при установлении любых каких бы то ни было обязанностей для личного состава давались бы ему вместе с тем и известные права, которые само собой тоже могут быть различны.

Помимо указанных двух систем, или, вернее, путей прохождения службы, в жизни всегда имеет место явление общее обеим системам: явление это – быстрейшее прохождение службы иными, по сравнению с своими товарищами. В иных флотах это может быть установлено законом, с указанием даже % таких счастливцев, в других – это может носить случайный характер; явление это может носить разные названия: производства по выбору (aux choix), или производства за отличие, но во всяком случае явление это – общее для всех времен и всех флотов в силу уже одного того, что нет правила без исключения…».
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Тим



Репутация: 0    

Зарегистрирован: 21.02.2012
Сообщения: 1777

СообщениеДобавлено: 2 Ноябрь, 2014, 10:11    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Фон-Витте А. Г. Очерк устройства управления флотом в России и иностранных государствах (посмертное издание 1907 г.)

Прохождение службы офицеров флота в России и за границей (продолжение)

«…Англия. В английском флоте давно уже установлен так называемый ценз, т. е. ряд известных требований, обращенных к личному составу, причем выполнение этих требований и служит критерием для дальнейшего прохождения службы. Требования эти заключаются в том, что для получения следующего чина надлежит пробыть в предыдущем известное число лет, а в некоторых чинах и исполнять известные обязанности.

Засим пребыванию офицера в известном чине положен предельный возраст, по достижении коего офицер увольняется в отставку.
Любопытнее всего, что в английском флоте системы производства в младшие и в старшие – совершенно различны.

На скорость производства мичманов в лейтенанты чрезвычайно влияют аттестаты, полученные ими при выпускных экзаменах. Таким образом является возможность попасть в лейтенанты не в очередь через 6-27 месяцев пребывания в мичманском чине. После же этого срока идет производство по линии, которое затягивается до 4-5 лет.
Вопрос производства лейтенанта в коммэндеры есть главнейший вопрос всей дальнейшей службы морского офицера. В решении его, как в фокусе, сосредоточивается решение: быть офицеру адмиралом, или не быть им. Дело в том, что лейтенанты получают чин коммендера исключительно по выбору начальства. Таким образом только небольшое число лейтенантов получают этот чин смолоду и видеть на английском корабле командира, который моложе своего вахтенного начальника-лейтенанта, есть явление заурядное.

Предельный возраст лейтенанта 45 лет; за неплавание лейтенанта в течение 4-х лет – таковой офицер подлежит увольнению.

Для получения чина капитана – нужно пробыть в чине коммендера minimum 2 года; предельный возраст, как и у нас, 55 лет. За последние годы нам приходилось слышать жалобы штаб-офицеров на адмиралтейство, которое уже слишком много отдает вакансий для производства за отличие, и таким образом фактически переход из коммендеров в капитаны стал мало отличаться от способа производства в коммендеры.

Капитаны получают чин контр-адмирала исключительно по старшинству, несмотря ни на какие отличия, как в военное, так и в мирное время. Системою этою английское адмиралтейство очень тяготилось, но никогда не решалось изменять своего древнего обычая.
Но в виду того, что такая система задерживает в капитанском чине и самых способнейших, адмиралтейство учредило должность коммодора. На нее назначаются способнейшие капитаны по усмотрению начальства, совершенно независимо от старшинства их, для командования отрядами или даже эскадрами. В иных случаях коммодоры остаются в то же время и командирами своих кораблей. Лиц этой категории всего несколько человек в английском флоте.
Из этого краткого изложения видно, кажется, довольно ясно, что система прохождения службы офицерскими чинами английского флота чрезвычайно далека от точки зрения идеи справедливости, ибо, как видно, только малая часть лейтенантов – в люди с будущим, остальная же масса их оставляется в первобытном состоянии потому лишь, что экзаменационные баллы в юности их были невысоки, и главное – высшее начальство не внесло сих лейтенантов в списки коммендеров…

Фарисейство этого народа слишком общеизвестно. Преследуя сомнительную идею справедливости, они установили производство в чины по старшинству, но при этом ввели маленькую поправку, которая, во-первых, действительно несправедлива, и, во-вторых, совершенно опрокидывает узаконенную систему до такой степени, что встреча на том же корабле командира и вахтенного начальника
(старого лейтенанта, его товарища – Тим) – там не редкость. У нас на составление своей репутации и для производства в штаб-офицеры дается обер-офицеру тринадцатилетний срок, в который он должен проплавать 98 месяцев. У англичан есть только один чин, в который производятся зато исключительно по выбору, – это производство из лейтенантов в командэры. В этот первый штаб-офицерский чин по большей части попадают молодые люди, не достигшие тридцатилетнего возраста, и при этом связи и протекция играют доминирующую роль по той простой причине, что за такой короткий срок службы очень редко кто может отличиться. Таким образом сыновья лордов и адмиралов имеют преимущество, а большинство лейтенантов сидит в этом чине бесконечное число лет. Любопытно было бы, какой взрыв негодования произошел бы в нашем флоте, если бы такие порядки ввести у нас: повышать молодых людей, не успевших даже и зарекомендовать себя, выбирать их из хороших фамилий и исключительно по выбору высшего начальства…».


Последний раз редактировалось: Тим (2 Ноябрь, 2014, 20:11), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Тим



Репутация: 0    

Зарегистрирован: 21.02.2012
Сообщения: 1777

СообщениеДобавлено: 2 Ноябрь, 2014, 10:11    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Фон-Витте А. Г. Очерк устройства управления флотом в России и иностранных государствах (посмертное издание 1907 г.)

Прохождение службы офицеров флота в России и за границей (продолжение)

«…Франция. Национальный склад этого народа – все людские отношения и жизнь людей регламентировать подробнейшими законоположениями – сказался и в прохождении службы их морскими офицерами. Их морской ценз разработан в мельчайших подробностях: все предусмотрено и предрешено, даже цифры лиц, подлежащих в производству по выбору. Мы не будем излагать здесь правил французского морского ценза, во-1-х, потому, что он почти всем нам известен и, во-2-х, главнейше оттого, что наш ценз, в общих, конечно, чертах, есть сколок с французского.

Нечего говорить, разумеется, что в этом флоте, как и в английском, установлены штаты потребному количеству морских офицеров для всех чинов и только в нем нет чина полного адмирала, который дается в исключительных случаях. Несомненно также, что вследствие определенного штата офицеры засиживаются в своих чинах, и особенно в лейтенантском; да этого результата и не избежишь, только остается его смягчать по возможности. Во французском флоте пытаются достигнуть омоложения личного состава широким производством по выбору (aux choix) и для сего законом установлено:

Производить из мичманов в лейтенанты 1/3 по выбору; из лейтенантов в капитаны 1 ранга 1/2 по выбору; из капитанов 2 ранга в капитаны 1 ранга только по выбору; из капитанов 1 ранга в контр-адмиралы – только по выбору.
Но и за всем тем самые выборные находятся уже в преклонных годах (напр., minimum пребывания в лейтенантском чине 14 лет), стало быть вопрос остается не разрешенным, с точки зрения омоложения.

Но французское правительство чрезвычайно остроумно взялось за решение другого не менее важного вопроса, - как удержать личный состав на службе от поголовного ухода в отставку при таком неблагоприятном прохождении службы.

Вопрос этот, очевидно, решен надлежащим образом, так как действительно во французском флоте замечается странное явление: не имея движения вперед, офицеры сидят на своих местах, интересуются своею специальностью и, твердо зная день и час своего увольнения от службы, с охотою тем не менее и без апатии исполняют свои обязанности. Объяснение столь странного явления чрезвычайно просто: всякий должен служить до соответствующего чину его предельного возраста, а при отставке получает пенсию, которая почти не зависит от чина, а лишь от числа лет, проведенных офицером на службе. Таким образом и лейтенант и адмирал получают пенсии, которые разнятся на несколько сот франков в зависимости от лет их службы, и, стало быть, в конце концов неудачник штаб-офицер взирает на своего счастливого товарища адмирала сравнительно мало завистливым глазом.

Во всяком случае французский ценз много справедливее английского, и вот почему. Всякий обер-офицер, состоящий на службе, стоящий вахту и почитаемый начальством годным для этой обязанности, имеет, по совести, право рассчитывать, если не рано, то хоть поздно, но в свое время быть повышенным за предшествующую службу в штаб-офицеры, т. е. в капитаны 2 ранга. Во французском флоте это и есть: там хоть 1/2 вакансий отдается производству по старшинству и, таким образом, ежели лейтенант плавает, он всегда дождется чина капитана 2 ранга на службе, если не умрет за время ожидания или не уйдет сам из службы раньше срока. В английском же флоте, как мы говорили, выбор кандидатов в коммэндеры находится исключительно в руках начальства…».
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Тим



Репутация: 0    

Зарегистрирован: 21.02.2012
Сообщения: 1777

СообщениеДобавлено: 2 Ноябрь, 2014, 15:11    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Тим
Фон-Витте А. Г. Очерк устройства управления флотом в России и иностранных государствах (посмертное издание 1907 г.)

Прохождение службы офицеров флота в России и за границей (продолжение)

«…Северная Америка. Прохождение службы ее офицеров, можно сказать, наиболее оригинальное и наименее удачное. Довольно было бы и одного указания, что мичман 40 лет – там явление заурядное. Разбирая же постановку прохождения службы флотских офицеров более подробно, видно следующее. Морской ценз и там есть. Установлены штаты и предельный возраст. Но засим все производство, начиная от мичмана и до контр-адмирала, идет на открывшиеся вакансии и не иначе, как в порядке старшинства. К этому еще присоединяется требование, чтобы кандидат на следующий чин выдержал удовлетворительно испытания, производимые ему особой специальною комиссиею. Испытания эти заключаются: 1) в исследовании физического здоровья, для выяснения, способен ли экзаменующийся продолжать службу в морском ведомстве и 2) в исследовании личности кандидата со стороны психической, нравственной и профессиональных знаний для удостоверения, может ли он нести обязанности, сопряженные со следующим чином.
В случае, если испытуемый не удовлетворит первому требованию – физического здоровья, – то дальнейшие испытания ему не производятся и он, по заключению комиссии, представляется к увольнению от службы по болезни. Если же офицер удовлетворит всем требованиям, но окажется слабым в области профессиональных знаний, ему дается отсрочка на год с правом явиться для вторичного проэкзаменования. Это влечет за собою потерю старшинства и других преимуществ и потерю безвозвратную, даже при удачной переэкзаменовке. В случае новой неудачи, офицер представляется к увольнению.

От проэкзаменования не освобождаются и коммодоры при производстве в контр-адмиралы. Они подобно всем офицерам низших чинов всесторонне испытываются комиссией, состоящею из медицинских чинов и не менее как из 3-х офицеров, только старше экзаменуемого коммодора. В случае военного времени штаб-офицеры при отличии производятся без экзамена.

Американская система привела к следующим результатам: пребывание в обер-офицерских чинах около 25 лет, затем быстрое передвижение в штаб-офицерах и до адмирала включительно и засим отставка по предельному возрасту. Что касается до несения самой службы, то главная забота – сохранять с окружающими хорошие отношения, чтобы не портить себе крови, и забота о здоровье.

Нынешний президент штатов Рузвельт несколько лет тому назад в бытность свою председателем комиссии по организации личного состава флота, в очень резких формах критиковал существующий порядок вещей производства по старшинству, независимо от личных качеств. Он писал, что такая система приводит к тому, «что если офицер проживет достаточно долго и если стоящие выше его по списку вымирают достаточно быстро, – то он торжественно проследует через все ступени морской иерархии, при том это нисколько не будет зависеть от его большей или меньшей полезности для дела, и цели своей он непременно достигнет, если сумеет развить в себе качество вполне отрицательное – искусство никогда не попадать под суд»...
Так как командование дается офицером уже в преклонных годах, то после непродолжительного пребывания сначала в этих должностях, а засим адмиралом – они по предельному возрасту увольняются от действительной службы. Таким образом они уносят с собою только что приобретенный опыт и флот пополняется непрестанно новыми командирами, тоже преклонного возраста, не имеющими опыта и прослужившими всю жизнь в подчиненном положении.

Единственный выход из такого положения Рузвельт видел в производстве по известному выбору.

Так как старая система признана негодною самими американцами, новая же еще не вошла в жизнь да и неизвестна в подробности, то в оба чина: капитан-лейтенанта и капитана 2 ранга положено 1/2 вакансий отдавать на производство по старшинству…».
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Тим



Репутация: 0    

Зарегистрирован: 21.02.2012
Сообщения: 1777

СообщениеДобавлено: 2 Ноябрь, 2014, 15:11    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Фон-Витте А. Г. Очерк устройства управления флотом в России и иностранных государствах (посмертное издание 1907 г.)

Прохождение службы офицеров флота в России и за границей (продолжение)

«…Италия. Ценз очень похож на французский, но так как там есть капитан-лейтенанты, то в оба чина: капитан-лейтенанта и капитана 2 ранга положено 1/2 вакансий отдавать на производство по старшинству»…
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Тим



Репутация: 0    

Зарегистрирован: 21.02.2012
Сообщения: 1777

СообщениеДобавлено: 2 Ноябрь, 2014, 16:11    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Фон-Витте А. Г. Очерк устройства управления флотом в России и иностранных государствах (посмертное издание 1907 г.)

Прохождение службы офицеров флота в России и за границей (продолжение)

«…Япония. Все драконовские законы, которые только можно было выбрать из постановлений о морском цензе во всех государствах Европы, имеются налицо в японском флоте, а именно:
Все офицеры обязательно состоят на действительной службе до предельного возраста и в отставку выходить по своему желанию не могут.

Предельный возраст установлен наиболее жестокий:

Для адмиралов 68 лет.
Для вице-адмиралов 63 года.
Для контр-адмиралов 58 лет.
Для капитанов 1 ранга 53 года.
Для капитанов 2 ранга 48 лет.
Для капитан-лейтенантов 45 лет.
Для лейтенантов 43 года.
Для мичманов 40 лет.

Всем офицерским чинам установлен штат и производство идет на вакансии.

И наконец, самое главное, – повышение по службе из одного чина в другой идет исключительно по выбору начальства; и таким образом старшинство отнесено в область преданий. Все эти меры, и в особенности последняя, преследуют одну главнейшую цель – омолодить личный состав.
В производстве из одного чина в другой положены и сроки, причем указаны лишь наименьшие пределы обязательного пребывания в чине.

Так для производства в сублейтенанты надо пробыть мичманом 1 год.
Далее следуют такие цифры:
сублейтенантом 2 года
лейтенантом 5 лет
капитан-лейтенантом 2 года
капитаном 2 ранга 2 года
капитаном 1 ранга 2 года
Итого штаб- и обер-офицером minimum 14 лет,
т. е. как раз столько, во сколько 25 лет тому назад лейб-гвардии гусарский корнет достигал у нас в гвардейской кавалерии чина генерал-майора.

Столь малые цифры, несомненно, чрезвычайно влияют на быстрое передвижение офицеров в иерархической лестнице тем более, что и все производство их основано на выборе начальства.

Результат: большинство командиров японских судов люди молодые.

На наш русский характер – японская система прохождения службы мало симпатична. Ибо хотя и трудно спорить против назначения молодых и энергичных капитанов, но весь японский ценз проникнут таким бездушием и бессердечием и до такой степени предает личный состав на благоусмотрение начальства, что по складу нашего характера – мы не может симпатизировать этой системе. Мы привыкли к тому, что ежели на нас возлагают какие-либо обязанности, то вместе с тем и дают права. Такая система не обезличивает нас и позволяет каждому сохранить свой нравственный облик и самые разнообразные взгляды – даже на свою специальность. Японский же ценз полностию превращает вновь выпущенного офицера в этнографический (если можно так выразиться) матерьял, который исключительно волею начальства может быть либо превращен в молодого адмирала, либо сведен к нулю…».
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Тим



Репутация: 0    

Зарегистрирован: 21.02.2012
Сообщения: 1777

СообщениеДобавлено: 2 Ноябрь, 2014, 20:11    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Фон-Витте А. Г. Очерк устройства управления флотом в России и иностранных государствах (посмертное издание 1907 г.)

Всего не перепишешь, выкладываю выдержки: начало чинопроизводства при Петре I и «предрусско-японский» период.

Прохождение службы офицеров флота в России и за границей (продолжение)

«…Петр Великий всегда знал, что делал, и чины, им введенные... обозначали сопряженные с этими чинами должности...
Порядок прохождения службы, указанный «Регламентом о управлении адмиралтейства и верфу», до того краток и в то же время важен, что его следует привести полностью.

Артикул 62. В какие чины балантированием и без балантированья производить.
«Определение, из каких чинов балантировать, и которые чины без балантированья по старости производить; балантировать из ундер офицеров и мичманов, в обер офицеры: то есть в ундер лейтенанты. Из ундер лейтенантов до капитана лейтенанта, без балантироания по старости чина. Из капитанов лейтенантов в капитаны третьяго ранга, паки балантировать. А из капитанов перваго ранга в капитаны командоры и в флагманы, каждаго чина балантированием производить, разве особливый указ, зная чье достоинство, дан будет. Равным же образом балантировать и адмиралтейских служителей, а имянно: в кнтролоры, казначеи, обер-провиантмейстеры, в обер-комисары от подряду и покупки, в советники адмиралтейской канторы. А прочия чины без балантированья»...
Система баллотировок, т. е. лишение дурно служащих прав старшинства и вместе с тем средство справедливейшего выбора достойнейших, к повышению продолжалась долго. И правила баллотировки изменялись только в подробностях, частью от введения новых чинов или упразднения старых, а частью вследствие установления нового, иного порядка самой баллотировки, как это было сделано комитетом образования флота в 1803 г...

А что теперь лучше, – выбор ли командиров высшим начальством, или избрание их подачей голосов, – я не знаю; но думаю, что первое лучше уже по одному тому, что при Петре Великом весь флот находился в Финском заливе, а теперь – кучками в трех или четырех пунктах земного шара и серия судов в отдельных плаваниях. В пользу же первого решения приводил очень веские доводы и адмирал Чихачев. Что же касается старших офицеров, то, несомненно, назначение их советом флагманов не выдерживает никакой критики. Ибо командиру нисколько не легче, ежели ему дали помощника из залы заседания флагманов в Кронштадте, а не из главного морского штаба в Петербурге. Ему будет только неприятно, что дали не того старшего офицера, о котором он хлопотал…

Таким образом, с большою вероятностью можно сказать, что при пересмотре морского ценза во всем его объеме, пересмотре, который, несомненно, должен быть сделан когда-либо, самый фундамент морского ценза, как-то: штат, известный метод производства в чин и предельный возраст – останутся незыблемы. Разумеется, в новой редакции может быть введено множество частных изменений, вроде назначения старших офицеров, но при этом, наверное, будет предъявлено не мало и новых требований, еще более стесняющих личный состав флота. Ибо таково требование современной жизни: с каждым годом она усложняется, затрудняется и для того, чтобы человек выбрался на ветер
(подразумевается «вверх по карьерной лестнице» – Тим) от него требуют все более широких знаний, искусства и энергии.
Таким образом, не надо быть пророком, чтобы предсказать, что с течением времени, например, право производства в дальнейшие чины еще более будет стеснено. Ибо по примеру некоторых иностранных флотов, да и нашей армии, могут ввести, так сказать, двойной, дифференциальный предельный возраст не только с обозначением предельного возраста для отставки, как мы теперь его имеем, но и другого, значительно меньшего предельного возраста, по достижении коего офицер продолжает оставаться на все время своей службы неизменно в том же чине и производится в следующий только при увольнении его в отставку. Возможно, что для лучшего передвижения по службе будет кое-что взято нами и из Америки, например, медицинский осмотр личного состава флота при производстве в чины.

Говоря о цензе, нельзя опустить вопроса о механиках флота. Ныне он, кстати, модный и жгучий…
Резкое решение механического вопроса в Америке 3 года тому назад (в 1899 г.) общеизвестно. Но не всякий знает, что флотские офицеры и механики американского флота с 1882 года оканчивают курс в одной и той же школе и обучаются одинаково тем же наукам: артиллерии, механике и тактике. Таким образом, поворот в том флоте не был уже так крут и резок, как нам кажется. И со всем тем лица, бывшие противниками такого воссоединения 3 года тому назад, остались такими же противниками и поныне, так что вопрос этот по сие время не считается законченным. Некоторые американские писатели настаивают на учреждении вновь корпуса специалистов-механиков на иных началах, но с тем, чтобы они не стремились к командованию кораблями, а оставались бы техниками всю жизнь.

Многие французские офицеры почитают механический вопрос правильнее всего поставленным и наилучше решенным в нашем именно флоте. Они только упускают, что теория – одно, а практика – другое. Ежели бы наши механики оставались во флоте, то никакого бы вопроса и не было, но все дело в том, что механики бегут из флота и наше техническое училище – есть бочка Данаид.

Вместе с тем ясно, что вопрос должен быть, так или иначе, решен, и правильное его решение для нашего флота состоит, по моему мнению, в том, что в машинах должен служить состав метров с высокой специальной практической подготовкою, а общее заведывание машинами лежать на одном или двух настоящих инженер-механиках флота, окончивших курс высшего технического училища, выдающего соответствующий диплом. Если со временем такими инженерами окажутся флотские офицеры, пожелавшие посвятить себя исключительно технике, то, конечно, это будет наилучшее решение вопроса в смысле объединения кают-компании в одно компактное целое.

Во всяком случае, эти общие рассуждения ясно указывают на тот путь, которым надо следовать в случае, ежели будет решена капитальная реорганизация корпуса наших механиков. Будет ли принята американская система, в чем позволительно усомниться, или будет образован новый корпус машинистов-метров с малым количеством инженер-механиков академического образования, или, наконец, найдутся желающие из офицеров флота посвятить себя исключительно механике – вопрос иного порядка; но, так или иначе, а реорганизация механической службы на нашем флоте должна занять промежуток времени не менее, как в 25-30 лет».
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Тим



Репутация: 0    

Зарегистрирован: 21.02.2012
Сообщения: 1777

СообщениеДобавлено: 8 Ноябрь, 2014, 23:11    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Как раз по теме чинопроизводства офицеров. Сегодня на сайте размещена книга А. П. Скаловского «Из далекого и недавнего прошлого нашего флота» (Кронштадт, 1905), где довольно подробно описана история баллотировки на флоте.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Не Адмиральский Клуб -> История Часовой пояс: GMT + 4
На страницу 1, 2  След.
Страница 1 из 2

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
Вы можете бесплатно создать форум на MyBB2.ru, RSS