«Ровным, спокойным голосом читает директор подаваемые ему адъютантом Корпуса телеграммы:
…
Со всего мира, из всех морей и океанов тянутся светлые ниточки в это огромное здание на Васильевском острове, в этот белый, залитый светом зал, к этим сотням юных моряков.
- Инженер-механик Франк (5),
Взявши телеграфный бланк,
Шлёт поклоны и привет
С броненосца «Пересвет».
В группе блестящих лейтенантов, сидящих за одним из столов, смех. Кто не знает Франка, окончившего Морское инженерное училище в Кронштадте в тот год, когда эти лейтенанты окончили Морской корпус? Франк связывает руками железную кочергу «выбленочным» узлом. Он тремя пальцами правой руки сворачивает в трубочку серебряный рубль. Он один из лучших знатоков машинного дела и лихой офицер…
Примечания
…
(5) По всей видимости, речь идет об инженер-механике Валерии Александровиче Франке, отличившемся позднее во время Русско-японской войны, участнику боя у Чемульпо 27 января 1904 г. на канонерской лодке «Кореец». Вызвался взорвать корабль, чтобы он не достался врагу, за что был удостоен ордена Св. Георгия 4 ст.».
Н.Д.Арсенин «О чем молчат архивы» (журнал «Дальний Восток», 1972, № 2):
«Н.В.Руднев прежде неоднократно читал рукопись отца, много раз слушал его рассказы о «Варяге», о морских походах. Все это пригодилось о работе над будущей книгой.
«Еще весной 1902 года, — сообщает автор книги Н.В.Руднев, — в состав порт- артурской эскадры вошел крейсер первого ранга «Варяг». В те времена он считался одним из лучших военных кораблей. Однако, построенный по заказу русского Адмиралтейства на американском заводе Крампа в Филадельфии, «Варяг» имел серьезные дефекты.
Машины «лучшего крейсера в мире» часто выходили из строя, перегревались опорные подшипники гребных валов. Проектная скорость «Варяга» определялась в 23 узла, а в действительности он с трудом развивал в длительных переходах 17,5 узла (3).
----------
...
(3) Скорость крейсера «Варяг» достигла 17 узлов, но практически корабль мог длительное время развивать ход не выше 14-15 yзлов. С. Е. Захаров, М.Н.Захаров, В.Н.Багров, М.П.Котухов. Тихоокеанский флот. М, Воениздат, 1966. стр. 35».
Вышеприведенное - самая точная формулировка вопроса о скорости крейсера.
Занимательна не эта информация, а время ее появления. Ее должны были заметить все последующие «теоретики» темы, начиная с Р.Мельникова.
К этому вопросу следовало подойти практически, по-морски, а не с чисто береговой «заклепочной» точки зрения. Следовало держать равновесие теория-практика.
Должны - это теоретически, но не заметили (не посчитали нужным) - это уже практический результат.
На бумаге - 23 узла (ура!), а в море - 14 (ох!)!
Когда теория расходится с практикой - это не наука.
Ты смотри! В 1966 и 1972 годах будто знали, что появятся различные цусимско-википедные пациентариумы, в которых любители «этого флота» зациклились только на верхнем пределе. У этих «наука» вразнос: сошел с ума - пиши свои истории!
Пролетают как Полутов над Мэйдзи!
Теория - теорией, в ней снаружи все вроде умны. А практика практикой: «Уберите этого дурака от кнопки «Залп»!
Впрочем, о скорости в 14 узлов писал еще сам командир корабля В.Руднев. И его сослуживцы, как и современники, этого факта не опровергали.
Впрочем, о скорости в 14 узлов писал еще сам командир корабля В.Руднев. И его сослуживцы, как и современники, этого факта не опровергали.
Проверено практикой: логическое единство фраз «писал еще сам командир корабля» и «его сослуживцы, как и современники, этого факта не опровергали» критиканам не доступна.
(3) Скорость крейсера «Варяг» достигла 17 узлов, но практически корабль мог длительное время развивать ход не выше 14-15 yзлов. С. Е. Захаров, М.Н.Захаров, В.Н.Багров, М.П.Котухов. Тихоокеанский флот. М, Воениздат, 1966. стр. 35».
Проверил по первоисточнику. С.Е.Захаров, М.Н.Захаров, В.Н.Багров, М.П.Котухов. Тихоокеанский флот. ВИ, МО СССР, М, 1966:
«Водоизмещение крейсера составляло 6500 т, скорость хода достигала 17 узлов, но практически «Варяг» мог длительное время развивать ход не выше 14-15 узлов, так как при большей скорости у него перегревались подшипники гребного вала».
Тим писал(а):
Проверено практикой: логическое единство фраз «писал еще сам командир корабля» и «его сослуживцы, как и современники, этого факта не опровергали» критиканам не доступна
Как-то, листая подшивку старых флотских газет периода Великой отечественной войны, бросилось в глаза, что в начале 1945 года стал вспоминаться подвиг русских кораблей в Чемульпо. В частности, по многочисленным просьбам краснофлотцев был приведен текст песни "Варяг".
Можно вспомнить Ялтинскую конференцию (февраль 1945 г), на которой было принято решение о вступлении СССР в войну с Японией или прекрасный роман А.Степанова "Порт-Артур", вышедший еще до войны, но скорее, сама Великая отечественная война активировала обращение страны к своей истории. В этот период стало печататься много статей и книг о славе русского оружия.
прекрасный роман А.Степанова "Порт-Артур", вышедший еще до войны
Величие эпохи: появляется самостоятельное произведение, которое станет востребованным через несколько лет, когда мало кто предполагать мог, что придет и наш черед взять реванш за поражение в русско-японской войне.
Величие писателя: А. Степанов без приказа создает прекрасную и нужную стране книгу.
Редкий документ: подшивка циркуляров Временного Морского Штаба Наместника Е. И. В. на Дальнем Востоке (Порт-Артур, 1903 г.).
Некоторые выписки, так или иначе касающиеся кр «Варяг», мкл «Кореец» и боя при Чемульпо.
Г. Порт-Артур. 10 сентября 1903 г.
№ 268
По приказанию Наместника, согласно уведомлению Медицинского Инспектора, на время предстоящих маневров назначаются на эскадренные миноносцы в распоряжение Начальников отделений:
1-го отделения – Младший врач крейсера 1-го ранга «Варяг», Лекарь Андреев…
Выбор миноносца для помещения доктора – по указанию Начальников отделений.
Морское довольствие по-недельно по званию судового врача судна 2-го ранга.
Г. Порт-Артур. 27 сентября 1903 г.
№ 290
С разрешения Наместника на Дальнем Востоке, Мичман Руднев отправляется, для лечения минеральными водами, в Нагасакский береговой лазарет…
Г. Порт-Артур. 27 сентября 1903 г.
№ 291
…Зачислен:
С утверждения Управляющего Морским Министерством, Лейтенант Евгений Беренс – в штурманские офицеры 2-го разряда, с 21-го июня сего года…
Г. Порт-Артур. 4 октября 1903 г.
№ 306
Команды мореходной канонерской лодки «Кореец» матрос 2-й ст. Николай Куренко, списанный в Квантунский флотский экипаж, возвращается в наличие команды этой лодки…
Г. Порт-Артур. 5 октября 1903 г.
№ 309
С разрешения Наместника на Дальнем Востоке, Временный Морской Штаб объявляет у сего список офицеров, назначенных на крейсера 2-го ранга «Джигит» и «Разбойник», на время плавания их с учениками строевых квартирмейстеров:
На крейсер 2-го ранга «Джигит»:
…Лейтенант М. Беренс – штурманским офицером…
Г. Порт-Артур. 22 октября 1903 г.
№ 343
По приказанию Его Высокопревосходительства Наместника Его Императорского Величества на Дальнем Востоке, для проэкзаменования нижних чинов, представленных к экзамену на звание кондукторов, назначается комиссия под председательством Контр-Адмирала Витгефт из членов: Лейтенантов: Любинского, Василисина, Кротова, Стааль и Щербачева, Старшего Инженер-Механика Меньшова и Помощника Старшего Инженер-Механика Салосьева.
Комиссии собраться в помещении Временного Морского Штаба Наместника 24-го сего октября в 3 часа дня…
Г. Порт-Артур. 24 октября 1903 г.
№ 350
По приказанию Наместника на Дальнем Востоке, Сибирского флотского экипажа Лекарь Меркушев назначается судовым врачом мореходной канонерской лодки «Кореец», вместо списываемого в наличие 3-го флотского экипажа, Коллежского Асессора Фон-Виттернбурга…
Г. Порт-Артур. 31 октября 1903 г.
№ 363
В дополнение к циркуляру 22-го сего октября за № 343 в комиссию, для проекзаменования нижних чинов на кондукторские звания, назначаются: Капитаны 2-го ранга Беляев 2-й и Циммерман и Лейтенант Поликарпов…
Г. Порт-Артур. 31 октября 1903 г.
№ 364
По приказанию Наместника Его Императорского Величества на Дальнем Востоке, Лейтенант Ф. Климов списывается с мореходной канонерской лодки «Отважный» в распоряжение Штаба Начальника эскадры в Тихом океане, для назначения Старшим штурманским офицером на эскадренный броненосец «Севастополь»…
Г. Порт-Артур. 7 ноября 1903 г.
№ 376
С разрешения Наместника Его Императорского Величества на Дальнем Востоке, для освидетельствования состояния ружей, присланных из Владивостока на мореходную канонерскую лодку «Кореец», и определения степени их пригодности для дальнейшей службы, назначается комиссия под председательством Командира крейсера 2-го ранга «Забияка», Капитана 2-го ранга Лебедева из членов: артиллерийских офицеров мореходных канонерских лодок «Отважный» - Мичмана Небольсина и «Гремящий» – Мичмана Д. Пеликана, при участии Командира лодки «Кореец», Капитана 2-го ранга Беляева 2-го и артиллерийского офицера названной лодки, Лейтенанта Степанова 8-го.
Комиссии приступить немедленно к исполнению возложенного поручения и акт представить в Штаб в 2-х экземплярах…
Список гг. офицеров, прибывших на эскадру Тихого океана
по 1-е ноября 1903 г.
…Строевые офицеры:
…Мичман Лобода…
Мичман Губонин…
Мичман В. Балк…
Г. Порт-Артур. 16 ноября 1903 г.
№ 394
По приказанию Наместника Его Императорского Величества на Дальнем Востоке, Младший Инженер-Механик Ершов, переведенный, приказом по Морскому ведомству, от 6-го октября сего года за № 169, в Черноморский флот, списывается с мореходной канонерской лодки «Кореец», в наличие 35-го флотского экипажа…
Г. Порт-Артур. 16 ноября 1903 г.
№ 396
По приказанию Наместника Его Императорского Величества на Дальнем Востоке, Младший Инженер-Механик Франк назначается на мореходную канонерскую лодку «Кореец», временно исправляющим должность судового механика.
Г. Порт-Артур. 8 декабря 1903 г.
№ 452
С разрешения Наместника Его Императорского Величества на Дальнем Востоке, прибывший из Нагасакского берегового лазарета Мичман Руднев назначается временно на мореходную канонерскую лодку «Кореец».
Г. Порт-Артур. 10 декабря 1903 г.
№ 453
Морской Штаб Наместника предлагает Командирам судов, состоящих в введении Штаба, начать говения команд вверенных им судов с 1-го сего года декабря, причем с мореходных канонерских лодок «Кореец», «Бобр», «Отважный» и минного крейсера «Гайдамак» нижних чинов высылать на суда 1-го ранга по назначению Штаба Начальника эскадры Тихого океана; с судов же: крейсера 2-го ранга «Забияка», мореходной канонерской лодки «Гремящий», минного крейсера «Всадник», эскадренного миноносца «Лейтенант Бураков» и транспорта «Ермак» – в экипажную церковь Квантунского флотского экипажа.
Г. Порт-Артур. 15 декабря 1903 г.
№ 460
С разрешения Наместника Его Императорского Величества на Дальнем Востоке, Мичман Руднев списывается с мореходной канонерской лодки «Кореец» в наличие экипажа, как проплававший три года на судах эскадры Тихого океана.
Г. Порт-Артур. 27 декабря 1903 г.
№ 481
С разрешения Наместника Его Императорского Величества на Дальнем Востоке:
…Назначается:
Лейтенант Левицкий – на мореходную канонерскую лодку «Кореец» минным офицером.
Г. Порт-Артур. 31 декабря 1903 г.
№ 484
По приказанию Его Высокопревосходительства Наместника Его Императорского Величества на Дальнем Востоке, нижепоименованные нижние чины за хорошее поведение и усердие в службе, по представлению судовых Командиров, производятся в высшие статьи и звания на имеемые вакансии:
…Мор. кан. лодки «Кореец»:
Марсовой Иван Туев – в строев. кварт…
Г. Порт-Артур. 31 декабря 1903 г.
№ 490
С разрешения Наместника Его Императорского Величества на Дальнем Востоке:
…Назначаются:
Прибывшие сего числа из Сибирского флотского экипажа Мичманы:
…Бутлеров – на мореходную канонерскую лодку «Кореец»…
Г. Порт-Артур. 31 декабря 1903 г.
№ 493
По приказанию Его Высокопревосходительства Наместника Его Императорского Величества на Дальнем Востоке, Временный Морской Штаб Его Высокопревосходительства объявляет у сего список г. г. офицеров с обозначением против фамилии каждого числа произведенных ими астрономических работ и отзыва Главного Гидрографического управления о степени удовлетворительности их.
К циркуляру № 493.
Список гг. офицеров, производивших астрономические работы:
…Граф Нирод – 29 – хорошо…
Последний раз редактировалось: Тим (28 Октябрь, 2014, 21:10), всего редактировалось 1 раз
Некоторые выписки, так или иначе касающиеся кр «Варяг», мкл «Кореец»
В 1916 году кр «Варяг» стал комплектоваться Гвардейским экипажем. Это многое говорит об элитном «статусе» корабля. Имя корабля «Кореец» осталось в своем «простом» корабельном звании. Но существует - это тоже много о чем говорит.
«Вес» Гвардейского экипажа в Российском флоте и вообще в высшем обществе показан в «Воспоминаниях военного моряка 1894-1979» А.П.Белоброва:
«В конце апреля и в мае я понял, что совсем не подхожу для Гвардейского экипажа. Я чувствовал, что нахожусь в одиночестве. В это же время и В.А.Кузминский предупредил Митю (вероятно, Митя сам обратился к нему), что имеются голоса, возражающие против моего перевода в Экипаж. Я понимал, что исходит это от Вуича и Гирса. В этом роле играло наше происхождение из штурманов (в доцусимское время штурманов называли: «лиловая Ж..»), но главным образом мой характер – недостаточно общительный и свойство не лезть туда, где ко мне не благоволят: не хотите разговаривать, я обойдусь и без вас. Играла роль и моя внешность. Мы с Митей на эту тему иногда говорили. Мое положение было трудным, т. к. я был прикомандирован к Экипажу. Следовательно, если я откомандируюсь, то возникнет вопрос, почему я не перевелся – это могло случиться по чему-либо порочному с моей стороны. Однако тот факт, что после моего откомандирования Митя останется в Экипаже, облегчало это трудное положение, потому что если бы я откомандировался по порочащей меня причине, то и Митя должен был уйти из Экипажа».
В.А.Кузминский, став командиром эм «Украина», причисленного к Гвардейскому экипажу, также приглашал А.П.Белоброва на свой корабль на завтрак. «Это для меня было очень важно, чтобы знали, что я бываю на корабле Гвардейского экипажа, следовательно, у меня никакого скандала не было при уходе с «Олега»; это, видимо, понимал и В.А.Кузминский».
Еще: «Гвардейцы «Олега» не могли обходиться как на всех остальных кораблях Морским собранием, а потому была организована береговая кают-компания «Олега». Для этого был нанят особняк барона Клодта…».
Кстати, в своей береговой кают-компании Гвардейского экипажа в Санкт-Петербурге, туда не имели доступа механики этого же экипажа и пр. Доступ «иных» всегда предварительно согласовывался.
Примечания:
Митя (Д.П.Белобров) – старший брат А.П.Белоброва, в то время старший штурман кр «Олег», лейтенант.
В.А.Кузминский – старший офицер кр «Олег», старший лейтенант.
Вуич и Гирс – офицеры кр «Олег».
На кр «Олег» А.П.Белобров служил на должности вахтенного офицера; иронически он дал себе такую характеристику с восклицательным знаком в конце: «самый умный и совершенный человек в мире, лишенный каких либо недостатков (!)».
Как-то, листая подшивку старых флотских газет периода Великой отечественной войны, бросилось в глаза, что в начале 1945 года стал вспоминаться подвиг русских кораблей в Чемульпо.
Из воспоминаний А.П.Белоброва.
Вспоминая некую в 1925 г. рев. инсталляцию возле Александровской колонны («столпа») на Дворцовой площади, А.П.Белобров:
«Такого рода неуважительные и презрительное отношение к русской истории, недооценка и непонимание искусства продолжались до Отечественной войны и поощрялись».
В 2011 году «именной корабельный колокол и православная икона переданы 8 февраля экипажу флагмана Тихоокеанского флота крейсера "Варяг".
Как рассказали в группе информационного обеспечения флота, до настоящего времени на корабле был установлен колокол, связанный еще с первым именем корабля "Червона Украина", которое он носил до 1991 года, когда был переименован в гвардейский крейсер "Варяг" — в честь легендарного корабля, который 9 февраля 1904 года после жестокого сражения с японской эскадрой на рейде корейского порта Чемульпо был затоплен командой.
От благотворительного фонда "Крейсер Варяг" командиру корабля также передан новый экспонат для музея боевой славы. Это православная икона, написанная в мастерских Московской Епархии специально для экипажа» (http://www.newsvl.ru/world/2011/02/08/84774/).
Ныне:
«Прихожане храма Рождества Иоанна Предтечи деревни Юкки Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви собираются заказать два колокола. Один весом 210 т будет называться «Варягом», второй весом 1213 кг – «Корейцем»…
В приходе Рождества Крестителя Иоанна служит один из лучших звонарей России – священник Павел Радин. Он является руководителем Санкт-Петербургской Епархиальной школы звонарей, и именно он подал идею об отливке «Варяга» и «Корейца». Настоятель храма, о. Григорий Григорьев, в прошлом морской офицер, горячо поддержал его идею и дал добро на реализацию проекта.
Колокол «Варяг» будет выполнен в строгих классических русских традициях. На нем будут отлиты барельефы адмиралов Нахимова, Истомина, Лазарева и Корнилова, а также иконы святых и имена попечителей, на средства которых будет отлит колокол. В верхнем поясе – текст бессмертной песни «Врагу не сдается наш гордый «Варяг» и имена всех членов экипажа крейсера.
Относительно небольшой колокол «Кореец» весом 1213 кг (именно этой цифре соответствовало водоизмещение канонерской лодки, только в тоннах), будет, однако, самым большим в мире прорезным колоколом («прорезными» называются колокола, в которых при отливке делаются сквозные отверстия, придающие им особенное звучание). На одной стороне колокола будет изображена батальная сцена: «Кореец» обстреливает японскую эскадру из всех своих орудий. С другой стороны – Андреевский стяг и корабельные пушки в окружении венков. Текст по верхнему нефу гласит: «Великому подвигу русских моряков. Кораблю, не получившему ни единой пробоины». По нижнему краю колокола будут упомянуты имена и фамилии жертвователей, попечением которых стала возможна отливка. Упоминание имен жертвователей на колоколах – древняя русская традиция, которой без малого 700 лет» (http://www.nationaldefense.ru/includes/periodics/armedforces/2013/0424/131510549/detail.shtml).
Касаясь "творческой кухни" ... В.Катаева, вполне серьезно "исследовавшего" все слухи о Чемульпинском бое чуть ли не в вокзальных буфетах, - так эти авторы в архивах ничего подобного, о чем позже нафантазировали в своих книжках, не нашли.
О стиле исследования В.Катаева несколько лет назад как-то было отмечено. Напомню, что в своей книжке о кр «Варяг» Катаев с помощью школьной линейки установил, что на крейсере вместо штатных 15”-торпедных аппаратах были установлены 18”. Интересно, как и с какой точностью он замерял.
Еще раз повторю, что 18” торпеды на русский флот стали поступать только в начале 1904 года и кр «Варяг» ими оснащен не был. В бой пошел со штатными с момента постройки.
Кр «Варяг» так и ушел в бой с 15” торпедами. Только после возвращения крейсера из Японии в секретных таблицах Морского генерального штаба появились данные о наличии трех надводных 18” торпедных аппаратах. Насколько они соответствовали имевшимся на вооружении русского флота 18” торпед в настоящее время трудно сказать. После японского "плена" в доставшихся японских торпедах перезаливали ВВ.
Кстати, кр "Варяг" на японском флоте содержался в ужасающем состоянии.
Факт остается фактом: историю следует мерить не слухами или школьной линейкой, а фактами.
Кстати, кр "Варяг" на японском флоте содержался в ужасающем состоянии.
Этот факт, а также нахождение «Варяга» не в боевом составе флота, свидетельствуют о признании японцами того, что бронепалубный крейсер им особенно и не нужен. Они просто выбивали моторесурс.
«Эра» бронепалубных крейсеров закончилась еще до русско-японской войны, а война лишь подтвердила бесполезность заложенных в проект идей. Японцы не были законодателями мод. Они могли с большей пользой потратить деньги, тем более, во время послевоенного экономического кризиса. Но они взялись за восстановление бывших русских кораблей.
Открытая информация; для ее «добычи» сейфов взламывать не пришлось, и А. Полутов тут не у дел со своим «Мейдзи-СС».
Тем не менее, «лавшиперы» а ля В. Кофман и Ко, в упор ничего не видят и твердят о великолепном корабле, который «по дешевке» приобрели японцы.
свидетельствуют о признании японцами того, что бронепалубный крейсер им особенно и не нужен. Они просто выбивали моторесурс.
Японцы после "победной войны" жили так себе. Кормились в том числе и от финансов России.
Тим писал(а):
«Эра» бронепалубных крейсеров закончилась еще до русско-японской войны, а война лишь подтвердила бесполезность заложенных в проект идей.
Готовились к будущей войне, но увы. Но и в "будущей настоящей войне" уже будущее опережает настоящее.
Тим писал(а):
Тем не менее, «лавшиперы» а ля В. Кофман и Ко, в упор ничего не видят и твердят о великолепном кора
Помню эту историю. Тогда В.Кофман презирал мнения моряков и кораблестроителей, гнул что-то свое, увлекшись каким-то собственным переводом с английского. В.Кофману следовало бы изучить, как менялась тенденция защиты кораблей от артиллерийского и минного оружия. Что делали профессионалы, а не гадатели соединения содержимого пробирок. И, бедолага В.Л.Кофман, "голливудов" насмотрелся.
Нынче обычная история: всякие Кофманы-Левины-Скибинские от прямых контактов с прессом (на всех уровнях) на заданную тему, - на просторах Цусимы - показывая себя, скрываются от заданной темы.
У них голова одновременно на несколько тем глупить не может. Утекли от "призыва" с одной ветки на другую, как турецко-подданный папа О.Бендера.
Голова и нЁрвы у них - ни к чёрту!
В.Кофману, как в барское время, - про недоимку - а он про не урожай на американском Марсе.
Потомству в пример. Из печати времен русско-японской войны:
«16-го февраля в московский склад вещей Ее Императорского Высочества Великой Княгини Елисаветы Федоровны явилось несколько крестьян подмосковной деревни Хорошева и передали собранные между крестьянами 78 р. на постройку нового быстроходного крейсера; вместе с деньгами ими передана записка, в которой выражалось их задушевное желание воскресить крейсер «Варяг» затопленный в гавани Чемульпо».
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах